Детство и юность – в Новоузенске
Николай Капитонович Печкин родился в 1898 году в селе Узморье Новоузенского уезда. В 1905 году семья переехала в Новоузенск. Мальчик, сын счетовода, сначала посещал церковно-приходское училище, а потом поступил в реальное училище, которое окончил в 1917 году. Интерес к театру и решение стать актером возникли с детства. В реальном училище он принимал участие во всех школьных спектаклях. Потом Николай работал в отделе внешкольного образования Новоузенского уисполкома заведующим драмкружками. Он выделялся среди других учеников своей игрой. Николай тщательно готовился к каждой роли, искусно исполнял их. Зрители дружно ему аплодировали.
Одновременно выступал в составе труппы Новоузенского театра Политпросвета (так официально назывался театр, который находился в помещении городского Дома культуры). Несмотря на сложную обстановку гражданской войны коллектив профессиональных и самодеятельных артистов работал, нес людям культуру. Правда, очень часто менялся состав исполнителей, это лихорадило работу театра. И все-таки после каждого вынужденного перерыва вновь начинались репетиции, а потом и постановки. Частыми посетителями Народного дома, где происходили спектакли, были новоузенцы, солдаты воинских подразделений, защищавших город, а также строители железной дороги Александров-Гай – Эмба. Приезжали сюда и из окрестных сел.
Первые роли, первый успех
Житель Новоузенска В.А.Бессонов вспоминает: "Я смотрел в Народном доме две пьесы – "Потонувший колокол" и "Иван Сусанин". Публика была в восторге. Особенно восхищала игра Кольки Печкина – любимца молодежи. Уже тогда было видно, что у этого юноши незаурядные способности для сцены".
Сестра Николая Софья подметила: "Помню пьесу, в которой Коля играл. Это "Забубенная головушка". Играл он в ней главную роль, где в последнем акте умирает от чахотки. Мы были на спектакле вместе с нашей мамочкой. И она очень переживала последнюю сцену и всю дорогу домой плакала". Публика принимала эту пьесу очень хорошо, овации были бесконечные. Актеры уставали раскланиваться.
"Особенно запомнилась игра Николая в пьесах "Уриэль Акоста", "Савва", "Дети Ванюшина". Николаю было в то время 20 лет. Это был юноша высокого роста, стройный, с пышной шевелюрой. Живой, энергичный, ходил он в поддевке из солдатского сукна, которая развевалась на ветру как крылья птицы. Он был целиком поглощен своей работой, своим творчеством. Больше всего на свете он любил театр. Часто приходилось Коле играть без подготовки, заменяя товарищей. И все равно он имел успех! Он покорял нас своей игрой, своим талантом", - пишет в своих воспоминаниях Ольга Прокопьевна Яхлакова, его современница, видевшая все его спектакли в Новоузенске.
В 1919-1920 годах Николай Печкин играл в театре имени А.Луначарского и преподавал в Школе актерского мастерства в городе Покровске (ныне Энгельс). Потом актер переезжает в Харьков. Там он с успехом выступает на сцене.
В Москву, в Москву…
В это время в Харьков на гастроли приезжает из Москвы Вахтанговская студия. Спектакль "Принцесса Турандот" произвел такое глубокое впечатление на юного актера, что он решил во что бы то ни стало переехать в столицу и там учиться.
Вот как сам Николай Капитонович вспоминает события тех лет: "Я приехал в Москву, чтобы постичь тайны актерского искусства, к которому питал "влеченье, род недуга" с самого детства. С чувством благоговения вошел я в артистический подъезд Малого театра. Я поднялся по одной лестнице, по другой, и – оказался на сцене. От рампы двинулся огромного роста человек, и у меня в ушах зазвенело: "Потрудитесь очистить сцену!". Не знаю, что бы случилось со мной дальше, но вдруг на сцену вышла молодая женщина и попросила меня идти за ней. "Здесь нельзя разговаривать, идет репетиция", – сказала она тихим голосом. - Рассказывайте, кто вы, откуда вы и как очутились на сцене Малого театра". Выслушав меня, она сказала, куда нужно обратиться. А на мой вопросительный взгляд, слегка улыбнувшись, добавила: "Я Вера Николаевна Пашенная".
И вот приемный экзамен. Дополнительный набор. Не хватало молодых людей для спектакля. Я читал "Песню про купца Калашникова" и басню "Волк на псарне". Оказалось, что всем понравилось. Меня приняли!
А в 1925 году, окончив Высшие театральные мастерские при Малом театре, Николай Свободин (это его сценический псевдоним, а настоящая фамилия оказалась забытой, ее помнят только в Новоузенске) вступил в труппу Театра-студии Малого театра. С 1938 года он актер Московского Художественного театра имени Горького. Николай Капитонович сыграл там множество ролей – положительных, отрицательных, характерных, юмористических, трагических. У него не было какого-то особого амплуа. Критики писали, что артист Свободин "своим глубоким и правдивым дарованием, своим зрелым и тонким мастерством завоевал право на самое прекрасное амплуа – изображать человека таким, каким являет его жизнь: в пестром сочетании комического и трагического, обыденного и лирического".
Удачные образы. Съемки в кино
Он играл Бальзаминова – это комедия. Старого барона в "Скупом рыцаре" - это трагедия.
Во МХАТе у него было много интересных ролей – Плюшкин в спектакле "Мертвые души", князь в спектакле "Дядюшкин сон" по Достоевскому, Каренин в "Анне Карениной". Также он принимал участие в постановках "Таланты и поклонники" Островского, "Плоды просвещения" Толстого, "Дни Турбиных" Булгакова. А еще – "На дне", "Три сестры". "Дачники". "Лес"… Обратимся к статье критика С.Дурылина, который писал о спектакле "Мертвые души": "Я не помню другого исполнителя роли Плюшкина, который бы с такой ясностью и простотой, как Свободин, показал эту страшную насмешку скупости над скупцом".
В основном, все критики отмечали разнообразие его актерских приемов, не скованность каким-либо амплуа.
В 1963 году "Московская правда писала: "Сложный и противоречивый образ Каренина актер Свободин прочитал по-новому. По мнению многих актеров и зрителей эта 28 роль Н.К.Свободина во МХАТе, ведущем столичном театре, – большая удача талантливого артиста". Он много гастролировал в составе коллектива МХАТа, удостаивался дипломов на творческих фестивалях.
Успешную сценическую деятельность он сочетал с кино. Свободин снялся в 18 фильмах, некоторые из них – "Глинка", "Адмирал Ушаков", "Корабли штурмуют бастионы", "Воскресение". Для каждой роли артист находил новый рисунок, добивался острой и яркой характеристики персонажа. Был в этом, по отзывам коллег, большим мастером. Многие запомнили его эпизодическую, но яркую роль присяжного заседателя в фильме "Воскресение" по роману Л.Толстого. Он снимался там вместе с известными советскими актерами Семиной и Матвеевым. За фильм "Суд чести" ему была присуждена Государственная премия СССР.
А в 1954 году было присвоено звание народного артиста РСФСР, также за свою деятельность он был удостоен ордена Трудового Красного Знамени. Лучшие качества актера Свободина подмечали все – великолепное умение перевоплощаться, острота сценического рисунка, глубокая психологическая разработка роли.
Николай Капитонович Свободин-Печкин много внимания уделял воспитанию театральной молодежи – был преподавателем театрального училища.
Н.К.Свободин умер в 1965 году, похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.
Татьяна ПЛАТОНОВА.
При подготовке материала использовались воспоминания О.П.Яхлаковой, имеющиеся в краеведческом музее, статья бывшего заведующего краеведческим музеем Н.И.Василенко ("Новая степь" 21.11.1970 год), статья в журнале "Театральная декада" 21 декабря 1937 года, фотографии из фонда музея.