"Зданием деревянная, на каменном фундаменте, обшита в сем 1859 –м году тесом и выкрашена на масле белилами, с таковою же колокольнею, крепка, и обнесена в сем же 1859 –м году деревянною решетчатою оградою",- так представляет Сергей Жилин церковь в своей книге "Зура: взгляд сквозь столетия". Церковь эта была построена в селе в 1847 году на средства прихожан, и в описываемой картине ей 12 лет. Благодатный возраст! Тогда ещё никто не предполагал, что суждено этой церкви, освященной в честь св. Митрофана, через несколько лет обрести вторую жизнь в деревне Большая Чепца.
Когда в Зуре построили каменный храм, старую деревянную церковь, которая слышала молитвы страждущих в течение пятидесяти лет, перевезли в Большую Чепцу. Там по просьбе прихожан и решению Святого Синода было решено открыть приход.
Место указал Чарушин
Считается, что выбор места для любого храма – это промысел и таинство Божьи. Место это отмечено Всевышним. А уж его волю на земле исполняют люди. Документы Центрального государственного архива УР подтверждают интереснейшие факты, как зарождалась вторая жизнь церкви.
Обратиться в архив меня побудила переписка с Данилом Ральниковым, молодым архитектором, историком, человеком, который занимается вопросами сохранения историко-культурного наследия нашей республики. Данил сообщил, что церковь в Большой Чепце была построена при непосредственном участии Вятского губернского архитектора Ивана Аполлоновича Чарушина.
Невероятно! Тот самый знаменитый Чарушин, по проектам которого были возведены более 500 зданий и сооружений, 165 храмов, оказывается, сам выбирал и осмотрел место в центре Большой Чепцы, а позже, после завершения строительства церкви своей рукой составил акт освидетельствования.
В материалах дела, посвященных открытию церкви, имеется любопытный документ. Доверенный по строительству церкви крестьянин Данил Савельев Осипов в прошении на имя Его Преосвященства Алексия, Епископа Сарапульского, сообщает о том, что прихожанами куплена церковь из Зуры, "на которую для постройки составлен Губернским Архитектором г. Чарушиным план, а также составлены планы домов для притчи… За наблюдением постройки церкви и домов для притчи принял на себя помянутый архитектор Чарушин. Место под церковь осмотрено и указано в натуре архитектором г. Чарушиным". Документ датирован 17 апреля 1895 года.
В центре деревни
Церковь просторно, на виду расположилась в центре деревни. Но, как утверждает краевед Павел Роготнев, этот простор был обеспечен прихожанами. Дело в том, что на месте нового строительства церкви стояли жилые дома крестьян. Их на брёвнах без особого ропота хозяев перекатили на другое место.
На прицерковную землю и у духовенства, и у крестьян были свои планы. Первые надеялись, что при церкви будет нарезано достаточно земли для священников и кладбища. Крестьяне же знали, что с появлением церкви деревня приобретает статус села, а это означало, что будут разрешены ярмарки, которые, как правило, проводились на площадях при храмах.
2 августа в деревне Большая Чепца состоятся праздничные торжества, посвящённые 120-летию со дня Великого освящения Храма Сретени
9.00 – Божественная литургия. Богослужение возглавит епископ Глазовский и Игринский Виктор.
11.00 – Крестный ход.
11.30 – Открытие фестиваля-праздника и работа площадок: православная трапеза на свежем воздухе, купель Ильи Пророка, творческая мастерская «Красота Божьего мира», фотовыставка «Прикоснёмся к старине», концертная площадка «Русь православная», экскурсия по деревне «Живые картинки старины», торговая площадка «Чепецкий базар», игровая площадка «Ильин день», выставка рисунков и изделий ДПИ, катание на лошадях.
13.30 – закрытие фестиваля-праздника.
Координировать все действия по возведению церкви пришлось Благочинному 4 округа Сарапульского уезда села Дебёсы священнику Петру Чемоданову. Безупречным каллиграфическим почерком пишет он духовному начальству прошения и рапорты. Вот, к примеру, в январе 1896 докладывает: "При деревне Большая Чепца Дебёсского прихода 2 июня 1889 г. открыт Св. Синодом приход с тем, чтобы прихожане на свои средства построили церковь и притчевые дома. Прошлым летом деревянная церковь построена и покрыта железом".
В копии акта, подписанного архитектором Иваном Чарушиным 26 июля 1895, читаем заключение: "… постройка произведена вполне правильно и из материалов хорошего качества. От утвержденного плана никаких отступлений не сделано, за исключением формы двух верхних ярусов, которым вместо осьми граней придано четыре, но это отступление не служит в ущерб ни прочности, ни красоте колокольни". Конечно, в акте имеются указания на недостатки строительства, которые необходимо было устранить, и тогда "церковь можно будет вполне признать безопасною для проведения в ней общественного Богослужения".
Три года ожидания
Но мечтам прихожан о скорейшем открытии храма суждено было исполниться только через три года! Причин столь долгого ожидания, как показывает переписка, было несколько. Денег прихожан не хватало, чтобы обустроить всё, как требовали план и предписания духовного начальства. Дома для священников строились с трудом. Были проблемы с печами и крышей в самой церкви. Камнем преткновения стала земля. Крестьянская община всячески тянула и не хотела делиться наделами, не нарезала земли, удобные для церкви.
Уполномоченный от прихожан Василий Алексеев Жданов пишет Покорнейшее Прошение на имя Епископа Сарапульского Никодима, в котором слезно просит разрешения освятить новопостроенную церковь: "От своей приходской Дебёсской церкви мы удалены на расстоянии 17 верст, вследствие чего нам весьма трудно удовлетворять свои религиозные нужды, несмотря на все наше искреннее расположение ко святой церкви… Терпение наше и средства оскудевают".
Но Благочинный Дебёсско-го прихода Пётр Чемоданов отписывает в Духовное Правление Вятской Губернии обстоятельные рапорты, в которых настойчиво и терпеливо повторяет, что земля не нарезана, что утвари для свершения служб недостаточно, притчевые дома не завершены в соответствии с планом. Не забывает указать на лень и непослушание крестьян. В ноябре 1897 года в спорной ситуации даже пришлось разбираться чиновникам Духовного Правления.
И вот очередной рапорт священника, но уже с благой вестью, он датирован 13 февраля 1899 года: " …я совершил освящение новой деревянной церкви и престола в честь и память Сретения Господня в селе Большая Чепца сего 12 дня Февраля, в сослужении трёх священников и двух диаконов, при громадном стечении богомольцев".
Возможно, благодаря той общей молитве "громадного стечения богомольцев" и жива церковь в Большой Чепце – уникальный символ православной веры и уникальный памятник деревянного зодчества.
По материалам ЦГА УР