Телефонное мошенничество – распространенное явление в наши дни. Новостные ленты едва ли не ежедневно сообщают, что кто-то лишился средств на счете, поверив очередному псевдосотруднику банка.
Принято считать, что преступники легко обманывают только граждан преклонного возраста. Это не так: среди тех, кто без малейшего сомнения выдает неизвестным свои персональные данные, немало людей в возрасте 35-45 лет. А вот причины действительно всегда одни: излишняя доверчивость, недостаточная финансовая грамотность, а иногда – ненужная спешка, мешающая принять взвешенное решение. К тому же мошенники всегда стараются застать собеседника врасплох и зачастую звонят поздним вечером или ранним утром в выходные дни, когда человеку сложнее сориентироваться в ситуации.
Лучший способ не попасть в неприятную ситуацию – быть к ней готовым. На что же нужно обратить внимание, если вам позвонили и представились, например, работником банка? Прежде всего, стоит помнить, что сотрудники банков никогда не интересуются реквизитами вашей карты: номером, именем и фамилией владельца, сроком действия, ПИН-кодом, паролями из СМС-сообщений. Если вас о них спрашивают, а тем более требуют немедленного назвать все эти данные, пугая тем, что иначе вы лишитесь своих денег, – значит, перед вами мошенники.
Хорошим решением будет перехватить инициативу: попросите звонящего еще раз представиться, назвать организацию, в которой он работает, и его должность. После этого положите трубку, а затем сами перезвоните в эту компанию и уточните, действительно ли такой человек там работает. Если да - попросите соединить с ним. Главное – не набирать тот же номер, с которого вам звонили: телефоны любых организаций можно найти в официальных справочниках.
Если вам предлагают получить компенсацию за что-либо, выигрыш в конкурсе, о котором вы, возможно, даже не слышали, и при этом просят совершить какие-либо действия: позвонить на непонятный номер, перейти по ссылке, совершить операции с банкоматом, ввести данные карты на сайте – смело кладите трубку. Не будьте беспечны - не разглашайте свои личные данные ни под каким предлогом.
А что делать, если мошенники все-таки завладели средствами с вашего банковского счета? Если в этом им помогли вы, выдав секретную информацию о своей карте (номер, ПИН и CVV-код), банк не сможет ничего возместить. Если же все произошло без вашего ведома, и вам пришло смс-уведомление о списании денежных средств, нужно немедленно позвонить в банк по номеру, указанному на оборотной стороне карты или на официальном сайте кредитной организации, сообщить о мошенничестве и заблокировать карту. Затем запросите выписку по счету и напишите заявление о несогласии с операцией. После этого обратитесь в правоохранительные органы.