В 2021 году селу Дебёсы исполняется 375 лет. Краеведы Павел Роготнев и Дмитрий Бушмакин в приложении "Байгурезь" ведут рубрику "Дебёсы. История с топографией". Они представляют историю нашего края, сопровождая тексты картами и схемами.
Предлагаем вашему вниманию один из материалов рубрики.
Осваивая земли вдоль Чепцы, северные удмурты оговорили себе перед Москвой право жить по собственным обычаям и нормам обычного права за оплату напрямую в московскую казну единого налога в виде так называемых стрелецких денег в размере 550 рублей. Эта денежная сумма собиралась всеми чепецкими удмуртами после продажи крупных партий зерна, мёда и воска, а также ценной пушнины - шкурок соболя (последнего на территории Удмуртии добыли в конце XVII века), лисицы и белки.
Товарные партии сбывались в двух крупных торговых центрах Русского Поморья - в Соли Камской (современный г. Соликамск) и в Великом Устюге. В Соль Камскую отправлялись обозы с зерном, которое обеспечивало продовольственные потребности работного люда на камских соляных промыслах и первых уральских горнорудных заводах. Великий Устюг специализировался на торговых оборотах с партиями мёда, воска и пушнины. Отсюда этот ценный товар по Северной Двине направлялся в Архангельский порт, откуда английские и голландские купцы направляли его в Западную Европу.
Обозы в Соль Камскую отправляли сами удмурты. А устюжским направлением заправляли каринские татары: после утраты земельных владений на Чепце и феодально зависимых крестьян-удмуртов они довольно скоро заняли очень прибыльную нишу посреднической торговли между удмуртами и купцами Русского Севера.
Уже во второй половине XVII века на землях северных удмуртов сформировались постоянные дорожные пути для следования товарных обозов.
Пушнина, мёд и воск отправлялись в дальнюю дорогу зимним санным путём по рекам. От южных удмуртов обозы шли с верховьев реки Иж на верховья Лозы, по которой добирались до Чепцы; по Чепце спускались до Вятки, затем на её правый приток реку Молому, от верховьев которой по волоку добирались до реки Юг, входящей в речную систему Северной Двины.
Зерно в Соль Камскую можно было доставить двумя путями. В первом варианте обозы формировались в деревне Балезинской, далее они шли через деревни Дырпа и Унтем к верховьям реки Обвы, далее до места впадения её в Каму, откуда уже было рукой подать до Соли Камской. Другой путь вёл через верховья Чепцы и деревни Дебёсскую и Ариковскую в сторону прикамских русских сёл Соснова, Дуброво на Оханский городок, откуда по льду Камы, вверх по её течению, уже шёл прямой соликамский путь. При этом следует отметить важную деталь: оба соликамских пути, помимо сбыта товарного зерна, в обратном направлении полностью обеспечивали потребность северных удмуртов в поставках соли.
Просёлочные пути, сформировавшиеся в землях чепецких удмуртов, внушали хлыновским (вятским) и московским властям опасения, что их использование открывает возможности для контрабандного провоза запретных сибирских товаров в обход Соликамской и Верхотурской таможен, учреждённых на Большой Сибирской дороге. Поэтому во избежание такой ситуации на северных удмуртов была возложена обязанность оказывать содействие в несении таможенной службы Большой Сибирской дороги. С этой целью, как указывают архивные документы, в узловых пунктах сети просёлочных дорог на территории северных удмуртов были учреждены так называемые караулы - Игринский, Балезинский и Дебёсский. Для игринцев, балезинцев и дебёсцев это означало, что они обязаны пресекать действия контрабандистов и немедленно докладывать о нарушении царских указов хлыновскому (вятскому) воеводе.