Профессия офицера в Российском государстве всегда считалась одной из самых престижных и почетных. Военные академии, университеты и институты, военные факультеты при гражданских вузах и военных училищах – это сегодняшние кузницы по подготовке офицерских кадров для армии и флота, в которых обучают по 470 специальностям высшего и среднего профессионального образования.
Из истории
В 30-х годах XVII века, в русской армии, впервые появились офицеры. Это были привлеченные, нанятые иностранные командиры, которые руководили полками, так называемыми нового строя. Петр I, в свое время, сделал упор на подготовку национальных командных кадров. С развитием капитализма, офицерский состав стал постепенно пополняться выходцами из буржуазии и средних слоев. В начале 18 века офицеры делились на штаб-офицеров (от майора до полковника) и обер-офицеров (от капитана и ниже). После Великой Октябрьской социалистической революции, декретом Советского правительства от 16 декабря 1917 года, старые чины, звания и титулы были упразднены. В первые годы существования Советского государства командиры в армии и на флоте различались по занимаемым должностям: командир взвода, роты, батальона, полка, начальник дивизии. Первые воинские звания были введены в вооруженных силах СССР постановлением ЦИК и СНК СССР от 22 сентября 1935. Этой же директивой введено звание маршала Советского Союза. Указами Президиума Верховного Совета СССР от 7 мая 1940 для высшего командного состава Красной Армии и ВМФ введены генеральские звания - генерал-майор, генерал-лейтенант, генерал-полковник, генерал армии и адмиральские воинские звания - контр-адмирал, вице-адмирал, адмирал, адмирал флота. В 1942-1943 годах была проведена унификация воинских званий, и установлены единые персональные воинские звания. В Красной Армии и ВМФ с 1943 года, с введением погон, командиры и начальники подразделений стали именоваться офицерами, которые стали делится на младший и старший офицерский состав.
Для крепких духом
В России статус военного офицеры ко многому обязывает. Это не просто умение выполнять и отдавать приказы, но и обучение подчиненных, помощь им в освоении сложной военной техники, формирование у воинов высоких морально-боевые качества. От офицеров зависит очень многое, поэтому большое значение придается подготовке офицерских кадров, которая осуществляется в военных учебных заведениях Министерства обороны Российской Федерации.
Военно - учебное заведения отличают широкое использование современных педагогических технологий, всестороннее информационное обеспечение образовательного процесса. Это дает стимул к выработке у офицеров творческого подхода для овладения военным искусством, организаторских качеств, необходимых для управления войсками в бою, их обучения и воспитания в мирное время. Делается акцент на развитие самостоятельного мышления слушателей и курсантов, их творческих способностей. Для военных училищ становится актуальной проблема эффективного обучения курсантов иностранным языкам. В наши дни, когда активно расширяется международное военное сотрудничество, офицер обязан повышать свой профессиональный и культурный уровень.
Широк круг военных университетов: военно-инженерный, инженерно-технический, инженерно-космический, авиационный, технический, связи, артиллерийский противовоздушной обороны и войсковой противовоздушной обороны вооруженных сил РФ, радиационной, химической и биологической защиты. К военным образовательным учреждениям профессионального образования относятся военные институты, в том числе: ракетных войск и зенитный ракетный ПВО, артиллерийский и артиллерийский инженерный, танковый и танковый инженерный, авиационный и авиационно-инженерный, военно-морской и военно-морской инженерный, военно-морской радиоэлектро¬ники, инженерный радиоэлектроники, автомобильный, воздушных десантных войск, связи, радиационной, химической и биологической защиты, военно-медицинский. По своему уровню и содержанию фундаментальной общенаучной и общеинженерной (специальной) подготовки оно соответствует высшему образованию, получаемому в гражданских вузах страны.
Заветная мечта
Люди в форме всегда пользуются уважением среди окружающих. При виде подтянутого молодого человека в форме невольно возникает чувство восхищения. Более того, зная, что за этой формой стоят годы тяжелого обучения, тренировок и лишений, начинаешь испытывать настоящую гордость.
С Андреем Сташкевичем из села Суриково, военнослужащим 24-й бригады спецназа ГРУ города Новосибирска мы были знакомы заочно, тогда когда мы готовили февральский номер газеты, в котором родители и друзья поздравляли ребят-земляков с наступающим праздником - 23 февраля. Но спустя несколько месяцев Андрей приехал домой в двухнедельный отпуск, и мы решили с ним встретиться. Андрей Олегович предстал перед нами совсем в другом качестве – в форме курсанта Рязанского гвардейского, высшего, воздушно- десантного, ордена Суворова дважды Краснознаменного командного училища имени генерала армии Маргелова.
- В школе я участвовал во всех соревнованиях по лыжам, волейболу и баскетболу, - рассказывает Андрей, - занимал призовые места, получал грамоты. После 9 класса я стал задумываться о выборе будущей профессии. Родственники - двоюродные братья Андрей и Дмитрий стали военными, и они много мне рассказывали о том, как они служат, как им нравится профессия, которую они выбрали для себя. Мои родители железнодорожники, но и они советовали мне выбрать военную службу, так с ней связано много перспектив – достойная заработная плата, бесплатное обмундирование, медицинское обслуживание и в дальнейшем получение жилья. При этом я понимал, что мои одноклассники, готовясь к поступлению в гражданские вузы, подгоняли теорию по профильным предметам, а мне кроме содержимого головы, важно было привести себя в надлежащую физическую форму, чтобы выдерживать большие нагрузки.
Моя первая попытка поступления в Рязанское гвардейское высшее воздушно- десантное училище не увенчалась успехом – мне не хватило баллов по ЕГЭ по математике. На следующий год я пересдал ЕГЭ и вновь отправил документы в училище, но мне пришел отказ. Мне так было обидно, но не я не стал отказываться от своей заветной мечты. Меня призвали на срочную службу, и через восемь месяцев я вновь отправил документы на поступление. Через некоторое время мне пришел вызов. После двух месяцев усиленной физподготовки, прохождения профотбора и сдачи нормативов по подтягиванию и кроссам, нас вывели на плац, где объявили о зачислении.
"Тяжело в учении – легко в бою"
Требования к теоретической подготовке в военных вузах превосходят требования гражданских академий и институтов. Объясняется это просто: если в процессе работы ошибется экономист-выпускник гражданского вуза – это не приведет к серьезным последствиям, а вот если ошибется офицер-артиллерист, который рассчитывает угол стрельбы – это может стоить жизни всему расчету. По этой же причине и занятия в военных вузах проходят по другой системе: неявка на лекции может быть оправдана только нахождением в больнице или в наряде. В случае прогула курсант может получить от наряда вне очереди до выговора, а при нескольких пропусках занятий, он будет отчислен.
Но учеба – это только часть жизни будущего офицера. Курсанты много времени уделяют физической подготовке, штудируют устав, регулярно выезжают на военные учения, и при этом следят за своим внешним видом и формой. Неудивительно, что после 4-5 лет обучения из стен военных училищ выходят настоящие мужчины, которым не страшны никакие проблемы.
- Первый год, по отзывам старшекурсников, он самый сложный, - рассказывает Андрей. – Наряду с общеобразовательными предметами, мы осваиваем специальные дисциплины – тактику, инженерную и огневую подготовку, изучаем радиционно-биологическую защиту и многое другое. На первокурсников возлагают все хозяйственные работы по приведению в порядок казармы и прилегающей территории. В училище очень высок уровень образования и к нам предъявляют повышенные требования, так как за плечами многих преподавателей – офицеров опыт службы в "горячих точках" - Афганистане, Чеченской Республике и Сирии. Мы совершаем переходы по 60 километров, в которых выполнением задачи и отрабатываем тактическую и огневую подготовку. Первый переход занял 10 часов, второй 8 часов, темп задает командир роты. Мы стремимся в будущем уложиться за 7 часов. Конечно, бывает тяжело, когда ноги растерты до крови и болят, бессонные ночи, когда нужно успеть выстирать и выгладить форму.
Подготовка к 100-летию образования училища, была ответственным моментом для всех его курсантов. Мы демонстрировали построения трижды - на Дне открытых дверей, по приезду заместителя министра обороны РФ и перед зрителями на площади Ленина города Рязани. Это были волнующие моменты потому, что я находился в первой шеренге прохождения. Впереди у нас подготовка к параду на Красной площади 9 мая. Я уже знаю, что пойду на парад в знаменной группе.
Мои родители сегодня могут за меня быть спокойны, так как училище стало моим вторым домом. Они все мною гордятся и, а я мечтаю, окончив училище, продвигаться дальше по службе и дослужиться до генерала. Недаром у нас в училище нам часто говорят: "Чтобы хорошо командовать, вначале нужно научиться подчиняться".
Татьяна КЕВБРИНА