Ежедневно, усаживаясь в свое кресло и взявшись за руль, каждый ответственный водитель общественного транспорта должен держать под контролем сразу несколько важных составляющих.К их числу относятся обстановка на дороге, вероятность возникновения аварийной ситуации, возможность неожиданной поломки автобуса, и, конечно, полный присмотр за тем, что происходит "за спиной". Именно таким - ответственным водителем, жители нашего района знают Владимира Александровича Зонова - человека, который вот уже почти 20 лет крутит баранку маршрутного автобуса. А 42 года - это общий водительский стаж этого опытного, внимательного и исполнительного мужчины с замечательным чувством юмора (что, кстати, тоже немаловажно в данной профессии).
Владимира Александровича нам удалось найти дома во время отдыха перед очередным рейсом. При личном знакомстве оказалось, что этот общительный и очень добродушный мужчина оказался весьма скромным человеком, считающим, что повода рассказывать о нем в газете - нет. А повод есть, и еще какой! В этом году Владимиру исполнится 60 лет.
Помимо его работы, в своей беседе мы затронули множество тем, и одна из них как раз касалась предстоящего юбилея. На вопрос о том, пойдете ли на заслуженный отдых, мужчина ответил коротко, но предельно ясно: "Сейчас если на пенсию пошел, то ты - приехал. А у меня четверо детей и семь внуков".
Для семьи – надежная стена
Родился Владимир Александрович в селе Балман Куйбышевского района Новосибирской области. Здесь же он нашел свою вторую половину Татьяну Александровну, в семье родилось трое детей. Но прежде Владимир окончил школу, затем Куйбышевский сельскохозяйственный техникум, в 1974 году устроился работать в колхоз "Россия", через год - прошел службу в армии в городе Норильске в ракетных войсках, и, отслужив, снова вернулся трудиться в родной колхоз, где до 1994 года работал и комбайнером, и трактористом, и шофером.
Вот как он сам рассказывает о тех временах.
- Кто работал в колхозе, должен помнить, что это был интересный труд, азартный. Лишь бы только техника не ломалась. А если комбайн посыпался, то так напрыгаешься за день, что только порог дома переступил и тут же упал, настолько выматывался. Уром в баньке тепленькой ополоснулся и опять на работу. Но зарплата была хорошая, премиальные зачастую платили. Помню, у нас в колхозе даже на несколько лет создали КИТы - так называемые коллективы интенсивного труда. Кто-то занимался сеном, а мы занимались зерном. У нас на троих человек было 760 га земли, мы выполняли по 4 плана. И получали соответствующе.
- Жить там было прекрасно, - продолжает повествование о своей малой родине Владимир Александрович. - У меня за огородом была березовая роща в 3 га., в которой проходили все сельские мероприятия: Троица, День молодежи, Пасха. В ней же братья Заволокины снимали свои концерты, я с ними не раз за руку здоровался. Там же текла речка Омка, в которой никогда в жизни никто не утонул. Очень красивые места, запомнятся любому на всю жизнь. Там я держал большое хозяйство, имел свою технику, но из детей все бросил. Школа была за 6 км. от села. Ребятишек утром отвезут, в обед - где привезут, где не привезут, а асфальта нет, они идут по глине, домой приходят все испачканные, а супруга потом всю ночь это стирает, сушит, гладит, и так каждый день. Автобус в районный центр ходил 2 раза в неделю, больница тоже была в районе, у нас же - только медпункт. Поэтому мы решили оттуда уехать. Теперь там ничего нет. Наш богатый и красивый колхоз, который в свое время гремел - развалили. Там, где я жил, осталось всего 12-15 домов. Привези меня туда ночью - я не узнаю это место. Теперь я езжу туда на кладбище к родственникам, там похоронены мои тесть и теща. Я им 7 лет назад поставил памятники, оградки покрасил. У отца там два брата-фронтовика покоятся, я у них тоже порядок навел, оградку покрасил. Я так решил, что это мой долг, и как только удается - я его выполняю.
Правда, как она есть
В 1994 году семья Зоновых переехала в Новобирилюссы. В скором времени Владимир Александрович построил дом, перевез сюда родителей и родную сестру. А в 1995 году в семье Зоновых случилось пополнение - родилась красавица дочь. К слову о детях – нужно видеть, с какой нежностью этот мужчина рассказывает о них. К гордости и радости отца все они – трудолюбивые, порядочные и добрые люди.
Около четырех лет Владимир работал в Дорожно-строительной организации, вначале трудился на Кировце, позже работал механиком, затем был заведующим гаражами.
И в мае 1998 года он сел на автобус.
- Первое время у меня и штрафы были, - улыбаясь, признается мужчина, - как без них. В основном, за превышение скорости. Я же молодой был, шустрый. Сейчас с этим спокойно. Раньше мы ходили везде, только Красноярска не касались. Хотя в город ездить гораздо проще. Включил музыку, смотришь на дорогу, на пассажиров, и наслаждаешься. А по деревне работать - надо нервы большие иметь. Во-первых, много у нас беспредельщков, которые не знают ни правил, ни морали. Они везде ездят так, как будто у себя в ограде. Приходится иной раз ругаться с теми, кто сильно любит скорость. Во-вторых, пассажиры сейчас пошли - никому не угодишь. Вот взять 10 лет назад - человек ехал счастливый, довольный, радовался жизни. Вот ты еще училась, помнишь, как вы ездили домой на выходные стоя? Прекрасно ездили. А сейчас что? Вот, например, сидит пассажирка и недовольства свои высказывает, мол, я взяла билет сидячий, а на меня скоро сумки свешают. И начинает весь автобус будоражить, и портить всем настроение. И она уж точно не понимает, что эта работа очень ответственная, напряженная, ведь за спиной - 40 человек. Железные нервы здесь надо иметь, железные.
- А один случай, - продолжает он, - на долгое время выбил меня из колеи. Ехал со мной парень, не интеллигентный и жутко невоспитанный. И я смотрю на него - он ко всем пассажирам пристает. Я ему сделал замечание. А когда мы доехали до деревни, он подходит и говорит мне: "Эй, ты, вот тут, около дома, высади-ка меня, мужик". Я ему отвечаю: "Когда будет остановка, тогда я остановлю автобус". И тут из него столько грязи полезло – никогда не забуду. У меня дети старше, чем он. Рядом сидела моя жена, и видела, как у меня слезы из глаз катились, а из зубов дым шел. Потому что я ничего с ним не мог сделать. Одним словом, в дороге случается всякое, поэтому надо постоянно держать себя в руках. А в остальном, нормальная работа. Коллектив водителей у нас не большой, мы все дружим. Часто шутим, анекдоты травим, без юмора у нас – никак.
И напоследок
На вопрос, как вы расслабляетесь после трудового дня, Владимир Александрович ответил.
- Летом мы с женой выбираемся на природу. Звоним ребятишкам, они приезжают, хозяйничают, а мы садимся в старенькую Нивку и поехали. На рыбалку на Кемчуг, или на озера. А еще нас хозяйство успокаивает. Супруга часами может разговаривать со своими цыплятами, а я люблю пасти маленьких утят. Где-то мы можем и поругаться, пар выпустить, как и все. Мне тут как-то один дедушка сказал, мол, мы со своей женой 65 лет прожили и не ссорились ни разу. Это невозможно. Придешь нервный, вспылишь, дверью - хлоп, штукатурка посыпалась. Но проходит 15 минут - и мы снова идем вместе, и снова у нас - все хорошо.