Со знатоком хореографического искусства Ириной Викторовной Грозной - руководителем хореографического ансамбля "Сувенир", мы познакомились на одном из ее занятий. Вот уже 15 лет преподаватель обучает юных бирилюсцев танцам в Детской школе искусств, и ее работа не остается незамеченной: ансамбль имеет множество дипломов 1, 2 и 3 степени за участие в краевых конкурсах.
Сегодня Ирина Викторовна ведет 4 класса, где занимаются 72 ребенка с 8 до 17 лет. В их предметные занятия включены классический, современный и народно-сценический танцы, беседа о хореографическом искусстве и сценическая практика.
А еще в этом учебном году Ирина ведет мужской класс, где дети изучают элементы мужского танца (сложные присядки, хлопушки и так далее).
- По-хорошему, этим должен заниматься преподаватель-мужчина, - улыбаясь, говорит Ирина Викторовна, - но, к сожалению, умеющие танцевать представители сильного пола к нам ехать почему-то не хотят.
Главное - найти себя
Ирина Викторовна родилась в городе Черногорске. Будучи пятиклассницей, она с подружками ходила заниматься в студию современного танца в городском ДК. Позже семья Ирины сменила место жительства, переехав в другой район города. Там при школе была танцевальная студия, в которой преподавал молодой хореограф, сыгравший определенную роль в судьбе девушки.
- Преподаватель только окончила институт, - делится воспоминаниями Ирина, - и сразу пришла работать в школьную студию танца. Она-то и рассказала нам, что можно поступить, получить профессию и потом всю жизнь заниматься любимым делом. Тогда я и определилась с выбором, а вообще я хотела быть стоматологом. Сегодня я часто думаю о том, что было бы, если бы моя работа не была связана с танцами и детьми. Я очень довольна, что все вот так получилось в моей судьбе.
В 1999 году Ирина Викторовна поступила в Красноярское краевое училище культуры (ныне колледж) на отделение "хореографическое искусство", и через 3 года окончила его преподавателем ритмики и руководителем ансамбля народного танца. К слову сказать, в ближайших планах Ирины Викторовны получить высшее образование
- Нас поступило около 40 человек, а окончило только 12, - говорит она. - Сразу на 1 курсе человек 15 ушло точно, потому что было очень тяжело. Всё, чем мы занимались раньше, больше походило на кружковую деятельность, а что такое "занятия у станка", и как в действительности строится урок, мы совершенно не знали. В итоге сегодня только 4 человека из 12 выпускников работают по специальности. И я - в их числе.
После окончания училища Ирина Викторовна по распределению приехала в Бирилюсский район, поскольку Новобирилюсской ДШИ требовался хореограф. И вот уже много лет она учит наших ребятишек хореографическому искусству.
- Вначале было трудно, - признается Ирина. - Хотя бы потому, что я была здесь одна. Мои родители, все родственники и друзья были в Черногорске, поэтому посоветоваться и просто пообщаться с кем-либо из родных, не было возможности. Но сегодня я не чувствую, что меня куда-то не туда занесло. А это значит, что мое место здесь.
Без тени пошлости
На вопрос, "Какие направления танца более всего интересует наших ребят в современном веке?", преподаватель хореографии отвечает.
- Маленькие дети хотят танцевать современные танцы, такие как хип-хоп, брейк-данс и другие. Но мы постепенно приучаем их к народному, нашему русскому танцу, и уже повзрослев, у них меняются ценности, чему я безмерно рада. Ведь в этом случае у детей воспитывается патриотизм и любовь к своей родине.
На сегодняшний день, со слов преподавателя, трудности хореографов связаны с тем, что иногда они находятся не на одной волне с молодежью. У детей все чаще появляются свои интересы, а все потому, что культура в наш век меняется со скоростью света.
- Мне приходится, с одной стороны, идти с ними в ногу, - признается Ирина, - а с другой - отфильтровывать все ненужное. Сейчас много пошлости в танцах, а мне нужно делать так, чтобы она не западала детям в душу. Я объясняю им, где хорошо, где плохо, где прилично, а где не очень. На них это влияет, и они, взрослея, начинают понимать и осознавать, что это, как минимум, некрасиво. То есть у детей складывается понятие о том, что есть грань между красивым танцем и популярным.
Не подведи рядом стоящего
Что же касается способностей ребят, посещающих танцевальные занятия, то есть в классах Ирины Викторовны дети действительно талантливые. Есть и такие, которым некоторые элементы танца даются тяжело в силу природных данных. А иногда дети совсем не хотят танцевать и приходят в ДШИ потому, что их сюда направили родители. Поэтому со времени поступления в школу преподаватель дает ребятам несколько месяцев, чтобы определиться с выбором.
Те, кто уже определился, считают хореографическое искусство очень полезным делом, которое позволяет телу быть гибким, выступления - достойными, а движения - красивыми и пластичными. Это мы узнали у ребят 4 класса, которые занимаются танцами у Ирины Викторовны. Своего преподавателя хореографии дети ценят и очень уважают.
- Всегда сложнее работать с мальчиками, - рассказывает хореограф, - потому как у них понятие о танцах немного другое. А есть и такие родители, которые считают это занятие далеко не мужским, совершенно не зная, чему они здесь учатся. То есть ребенок способный, а дома поддержки не имеет. Хотя на родительских собраниях мы всегда проводим открытые уроки, чтобы мамы и папы знали, что мы здесь не просто так собираемся, а учимся не только хорошо двигаться, но и развиваемся во всех смыслах этого слова. А такие свойства характера, как дисциплинированность, терпение, трудолюбие нужны ребенку не только в хореографии, но и в жизни в целом.
- Я всегда говорю, - продолжает Ирина, - что человек по жизни должен заниматься тем, что он умеет и тем, что ему нравится. Если хочет ребенок танцевать, зачем ему отказывать? Многие родители "переламывают" своих детей, даже видя, что природа на самом деле наградила их талантом. Они убеждены, что хореография - это не профессия. А что тогда профессия? Я с этим категорически не согласна. Много наших девчонок, окончивших ДШИ по классу хореографии и получив свое первое дополнительное образование, поступили учиться этому искусству и дальше. Другие становятся участницами ансамблей при институтах, и даже совмещают учебу с подработкой в студиях. Я считаю, что это неплохо: заниматься тем, что тебе по душе и при этом всегда иметь возможность найти в дальнейшем работу, или хотя бы подработку.
На личном примере
Двое детей Ирины Викторовны - двенадцатилетний Константин и девятилетняя Полина тоже занимаются танцами. От них преподаватель требует больше остальных и не дает им никаких поблажек.
- С самой школьной скамьи родители должны не давать своим детям расслабляться, - считает хореограф. - Лишь в этом случае результат не заставит себя долго ждать. Дополнительное образование организовывает детей, я это точно знаю. Если с 1 класса у ребенка будет какое-то занятие, то уже в 3 классе он будет сам знать, что и когда ему делать. У него будут обязанности и ответственность. А длительное время, проведенное за телевизором и компьютером, уж точно не пойдет ему на пользу. Оттуда идет весь "мусор", который "забивает" детям голову. Теряется интерес к обучению, к общению с друзьями. Я не говорю что, мои дети не смотрят телевизор и не играют в компьютерные игры. У них на это есть определенное ограниченное время. В остальном же, они всегда заняты чем-то полезным для души и тела.