Версия для слабовидящих |
18+
Выбрать регион

Официальный сайт газеты "Новый путь" Зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовой коммуникации. Номер свидетельства ЭЛ № ФС 77–69004 от 07.03.2017 г.

662120, Красноярский край, Бирилюсский район, с.Новобирилюссы, ул.Школьная, 2
телефон: редакции +7 (39150) 2-14-90
e-mail: nova_bir@mail.ru

Найди свое призвание

Педагогический стаж Валентины Васильевны Кайновой, учителя Рассветовской средней школы, - почти 50 лет! (Статья опубликована в 2018 году).

"Не умеешь рисовать, петь и плясать - в школе делать нечего", - так учили героиню моего сегодняшнего рассказа в Голышмановском педагогическом училище, расположенном в Тюменской области. Со слов Валентины Кайновой, каждый его студент 24 часа в сутки помнил, что в будущем станет не просто учителем, а образцом для подражания, инструментом и средством формирования личности ребенка.

"Что бы ты ни делал - ты за это в ответе…"

Валентина Васильевна Кайнова вот уже 45 лет проживает в поселке Рассвет, и все это время она преподает в местной школе. Сегодня учитель ведет у ребят рисование и биологию, а до "учительства" много лет Валентина была заместителем по воспитательной работе и около 10 лет трудилась в должности завуча. Школа для этой необыкновенной женщины давно стала вторым домом, а также ее питательной средой, и самый большой страх Валентины Васильевны – расставание со школой, которое так или иначе когда-нибудь наступит.

Коллеги отзываются о Валентине Кайновой, как об ответственном и добросовестном человеке, для которого каждый ученик значим, в первую очередь, как личность. А одна знакомая моей героини даже подмечает в ней "синдром старшей сестры" - за всех детей отвечать, за всех болеть и переживать.

- Правильно говорят, что все идет из семьи, - погружаясь в воспоминания, рассказывает о себе Валентина Васильевна. - Добросовестно выполнять свои обязанности меня приучили мои родители. Наша большая семья в составе 9 человек (у меня было 3 брата и 3 сестры) жила в сельской местности, и чтобы иметь хороший заработок, мать и отец занимались животноводством – и день, и ночь. А я следила за братьями и сестрами. И однажды произошел такой случай, который раз и навсегда научил меня ответственности. Отец решился пасти 2 табуна овец, но прежде он посоветовался с нами: "Ребятишки, если мы пропасем лето 1000 овец, то заработаем 500 рублей. Вы согласны нам помогать?". Нам с братом, конечно, не хотелось, но это были хорошие деньги. Мы согласились. И пришел тот момент, когда он пригнал нам овец и сказал пасти. Они разбрелись по местности - кто куда, нам половины и не видно было со склона горы. Папа-то на лошади пас, ему сверху видней, а мы-то маленькие! И от нас 300 овечек отбились и ушли - мы не заметили даже. Гоним оставшихся обратно, а нам встречается еще один пастух и говорит: "Ребятишки, вы овечек потеряли?". Мы естественно возмутились, мол, не может быть такого. Он поехал и сказал об этом отцу. Папа искал их дня 4, не слезая с лошади. А бабушка наша все эти дни переживала, и все время говорила: "Все, посадят Васю". Мы это слово слышали, и нам так страшно становилось. Но папа, слава богу, нашел овец, и, вернувшись домой, ни одного слова нам не сказал. А мы и сами поняли, что если тебе что-то доверили - надо сделать это хорошо.

Тропинка школьная, длиною в 45

Про профессионализм этого учителя можно рассказывать бесконечно. Скажу лишь то, что многие ребята называют биологию любимым предметом. А вот отношения рассветовских учеников и Валентины Васильевны показались мне, мягко сказать, необычными. Хотя бы потому, что они в глаза друг другу говорят о своих плюсах и минусах. Часто учитель просит ребят в письменной форме ответить на некоторые вопросы (например: "Не пора ли мне на пенсию?", "Что я делаю не так, чтобы нам жить дружно?" и другие), и ребята всегда отвечают ей искренне.

- У нас с детьми все честно, - говорит Валентина Васильевна. - Вообще я прошу ребят писать ответы анонимно, но дети всегда подписывают свою фамилию. Почему я решила использовать такой метод? Просто у меня, как и у любого человека, были ошибки, а я хочу дружить с детьми. Сейчас учителей закидали бумажной работой, но я всегда найду время для общения с каждым ребенком. Не могут быть отношения учителя и школьника чисто-предметными! Например, однажды ребенок написал мне: "Вы не всегда бываете справедливы". Получается, что я когда-то его обидела, а значит мне надо выяснить - когда и чем. Я же не могу позволить, чтобы ребенок жил и ходил ко мне на уроки с грузом на душе. Тогда мы вместе с ним проанализировали, почему так вышло. Я считаю, что в современной школе не хватает таких откровенных диалогов с учениками.

А еще, по признанию Валентины Васильевны, дети бывают недовольны, когда она им делает замечания, и иногда (здесь необходимо подметить: в крайних случаях!) позволяет себе повысить голос на уроке. Но и на это у учителя есть разумное объяснение.

- Люди, почему-то, бояться своих минусов, как огня, - говорит она. - А минус - это всегда движение вперед. Я всегда детям говорю, что не надо обижаться на замечания. Если учитель делает замечание, значит он хочет, чтобы в следующий раз у ребенка получилось что-то лучше. А что касается эмоциональной стороны педагогики, то ее никто не отменял. Природа, ведь, не научила нас монотонности, правда? Хотя сегодня повышение голоса возбраняется, но я с этим категорически не согласна. Повышенный голос - это протест. Я никого не оскорбляю - я протестую, когда ученики неправильно ведут себя или делают плохие поступки. Я никогда не промолчу, если вижу какую-либо сверхнаглость с их стороны. Когда ты в гневе и в похвале искренен - дети это понимают. А будут ли они меня любить после этого или нет - это их право. Взрослых просто надо уважать и к ним прислушиваться. Я им всегда говорю: поживете подольше - узнаете побольше. Как уверена Валентина Васильевна, нынешнее поколение детей, погрязших в гаджетах, нужно все время "отвлекать". Например, подготовкой разного рода мероприятий, где формируются все положительные качества личности ребенка. Тем более, что в современных школах для этого есть все условия: просторно, тепло, светло.

- Вот, казалось бы, - рассуждает она, - приди и приготовь какой-нибудь праздник. Да такой, чтобы потом его до пенсии вспоминать! А они все время в телефонах сидят, и вспомнить-то нечего будет.

"Пойдемте в поход?"

- Зимой прошлого года, - вспоминает учитель, - на одном из своих уроков я давала семиклассникам тему "Движение". Мы побеседовали, разобрали основные вопросы, и подытожить урок я решила словами: "На лыжах лучше катайтесь, чем в телефонах сидеть". А они мне: "А пойдемте завтра в поход?". Я спрашиваю: "Что, на слабо меня берете? Да легко!". Мы примерили лыжи, затем некоторым ребятам я дала задание - пробить лыжню (а это, согласитесь со мной, уже большая ответственность), и на следующий же день утром мы собрались у школы в назначенный час. К моему сожалению, из 15 детей в поход собралось только 5 из них. Я, конечно, расстроилась, но через несколько минут к нам подошел краснощекий "гонец" на лыжах и говорит: "Валентина Васильевна, лыжня пробита. Остальные ждут вас в конце улицы". Оказывается, ребята уже успели пробить лыжню и подготовить место для костра. И я вам скажу - это были 5 часов удовольствия. Мы покатались с горок, поели жареной на костре картошки, посмотрели следы лисы и зайца. И за это время я увидела, что нет разницы, какой век за окном. Дети и детство - они всегда одинаковые. Просто надо, чтобы рядом с ними был человек, который поведет за собой и научит тому, чему надо научить. Им не важен возраст учителя, для них главное - его содержание, чтобы он был ими заинтересован и ими болел. А что касается отношений детей ко мне и друг к другу, то за время похода у меня несколько раз появлялись слезы на глазах. Ребята спекли картошку, первую дали мне, а остальные раздали девочкам, потом нажарили сало и повторили свои действия. А в завершении нашего мероприятия мальчишки проводили девочек домой. Я верю в нашу молодежь, верю, что не все потеряно.

Надежный тыл

У Валентины Васильевны двое своих детей и уже четверо внуков, которых она безумно любит. В свое время, со слов женщины, она всегда пропадала в школе, поэтому дети практически не видели мать. А сегодня, по этой же причине, и ее внукам достается мало внимания от своей бабушки. Но тому есть уважительная причина - любимая работа.

- Учителем можно состояться только тогда, - считает моя героиня, - когда дома хороший тыл. Он у меня был и есть - это мой понимающий муж Александр Петрович. Мы с ним познакомились 47 лет назад в студенческих отрядах на уборке урожая, и до сих пор живем вместе - душа в душу. Когда я возвращалась из школы, дома было уже все готово: он и за детьми проследит, и покушать приготовит. И никогда он не высказывал мне, что я допоздна задерживаюсь на работе. Помню, иной раз даже ночью приходилось возвращаться. Мы работали в две смены, проводили много мероприятий, да и комсомольская организация была на плечах. А еще и дискотеки были каждую пятницу. Ребята очень любили танцевать, и всеми способами пытались дискотеку продлить, а я не могла отказать. Хитрили, как могли! Например, они прекрасно знали, что я обожала песню "Листья желтые", и каждый раз в завершении танцев кто-то из них обязательно объявлял: "А сейчас прозвучит любимая песня Валентины Васильевны "Листья желтые над городом кружатся". Я, конечно, таяла, и дискотека продолжалась. Потом мы с ребятишками оставались наводить за собой порядок, и домой шли уже за полночь.

Автор: Мария Бабич

По этой теме:

Лайкнуть:

Версия для печати | Комментировать | Количество просмотров: 861

Поделиться:

ОБСУЖДЕНИЕ ВКОНТАКТЕ
МНОГИМ ПОНРАВИЛОСЬ
НародныйВопрос.рф Бесплатная юридическая помощь
При реализации проекта НародныйВопрос.рф используются средства государственной поддержки, выделенные в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 No 79-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом ИСЭПИ
ПОПУЛЯРНОЕ
ВИДЕО
Яндекс.Метрика