Мне удалось познакомиться Ольгой Михайловной Ильиных - милой и приятной женщиной, которая уже 12 лет устраняет проблемы с речью у учащихся начальной школы в районном центре.
Как выяснилось в ходе беседы, речевые недостатки у наших деток встречаются часто, и у всех у них - свои причины возникновения. И каждому школьнику Ольга Михайловна старается помочь, дабы избавить его от нарушений речи, которые откладывают неизгладимый отпечаток на его становление. Чаще всего это замкнутость, неуверенность в себе и ограниченный круг общения.
О "сыске" и "сяпке"
Еще готовясь к интервью, я была убеждена, что основная задача школьного учителя-логопеда - работать с нарушениями в звукопроизношении у детей. Но, как выяснилось, у Ольги Михайловны достаточно широкая сфера деятельности. Она учит ребят грамотно строить предложения, развивает у них связную речь, обогащает их словарный запас, и кроме всего прочего - учит "первоклашек" писать правильно.
- Помимо частых проблем в произношении звуков, - рассказывает учитель, - у некоторых детей в нашем селе наблюдается дисграфия, или проще говоря - ошибки на письме (это зеркальное написание букв, замена одной буквы на другую и прочее). Например, как ребенок говорит слово "сяпка" вместо "шапка", так это слово и пишет. Чтобы исправить эту и другие проблемы мне может понадобиться от нескольких занятий до года работы. Все зависит от самих же детей - их усидчивости и старательности, Одного ребенка нужно немного подтолкнуть, и вот он уже закрепляет полученные знания на практике. А с другим - приходится заниматься снова и снова, чтобы добиться намеченных результатов.
Причины речевых проблем
То, какой в будущем будет речь ребенка, зависит от многих факторов. Речевое нарушение может появиться от наследственности в семье, от образа жизни будущей мамы во время беременности, от состояния здоровья ребенка в раннем периоде и от многих других причин. Большое значение имеет детское окружение, культура речи в семье, и, конечно, общение детей и родителей.
- Некоторые мамы и папы не разговаривают со своими детьми, - с грустью подмечает Ольга Михайловна, - не читают им книги, не учат с ними стихотворения, ссылаясь на занятость. Конечно, современным родителям часто бывает некогда поиграть со своими малышами, но нужно все-таки находить время для общения. Потому что, если не родители, то кто объяснит и поможет им? Даже если мама готовит ужин, а ребенок крутится возле нее - можно поиграть прямо там, на кухне. Например, предложить ему "вынуть" слова "из борща", или найти много одинаковых предметов, или помочь сделать панно из пуговиц, которые легко можно укрепить на слое пластилина. Таких игр очень много, и все они способствуют развитию речи.
Вот несколько рекомендаций родителям:
- разговаривать с ребенком нужно с самого рождения;
- речь взрослого должна быть четкой, плавной, и умеренной по темпу;
- с детьми нельзя "сюсюкать", искажать звукопроизношение слов, подражая неправильной речи ребенка;
- трудные слова нужно объяснять и даже по возможности иллюстрировать;
- нельзя ругать ребенка за неправильную речь, передразнивать его или смеяться над ним.
Словом, со слов логопеда, с детьми нужно работать. А если родители заметили у ребенка проблему в речевом развитии, то лучше с ней обратиться к специалисту, хотя бы за консультацией.
- Все звуки у ребенка должны появиться 5 годам, - напоминает Ольга Михайловна. - Конечно, все детки разные, но это - норма. Поэтому, какими бы замечательными не были детский сад и школа, какие бы профессионалы не работали с вашими детьми, никто не поможет своему ребенку лучше, чем родители. Ребенок должен быть твердо уверен, что дома его ждет тихая пристань, где его выслушают, помогут ему и все разъяснят.
Учить - играя
В каждой работе свои нюансы, и труд логопеда - не исключение. Чтобы научить ребенка правильно выговаривать даже столь знакомый всем звук "Р", Ольге Михайловне требуется немало времени.
- "Чтобы поднять ложку - должны быть развитыми мышцы руки, а чтобы правильно и красиво разговаривать - нужны развитые мышцы языка", - так я говорю своим ученикам, - поясняет логопед. - Каждый раз детям нужно объяснять, как правильно надо поставить язычок, чтобы тот или иной звук получился красивым. Каждое наше занятие начинается с развития артикуляционной моторики перед зеркалом. Для этого я использую сказку "Веселый язычок". Он живет в своем домике, у него есть двери - это губы, и охранники - это зубы. Каждый день язычок выходит на прогулку и встречает то лошадку, то лягушку, то слоника. Так вот, этот игровой момент, который так нравится деткам - очень серьезный. В процессе разминки они повторяют все сложные звуки, а далее наступает само занятие. И как оно пройдет - зависит опять же от ребенка, ведь чтобы что-то получилось, нужно прилагать усилия и заставлять себя трудиться.