В "Кратком описании приходов Енисейской епархии" можно познакомиться со сведениями 1916 года о Бирилюсском приходе, селе Бирилюссы и улусах, входящих в состав прихода. Названия населенных пунктов написаны как в издании 1916 года.
Храм на берегу реки
В описании говорится, что Бирилюсский Спасский приход существует с 1783 года. Сначала он именовался Мелецким, потому что храм находился в Мелецком остроге (ныне просто Мелецкий улус). Храм был построен на берегу реки Чулым. В 1840-1850 годах храм начало подмывать водой, и тогда началась постройка нового храма, но уже не в Мелецке, а в улусе Бирилюсском. Храм был построен в 1852 году на средства прихожан. По распоряжению епархиального начальства утварь, иконостас и церковный архив перенесены были в новый храм, а стены старого были преданы огню. На его месте теперь течет река Чулым.
Село Бирилюсское и все улусы, входящие в состав прихода, расположены по берегам реки Чулым на протяжении 156 верст. Местность кругом таежная и болотистая, поэтому хлебопашеством здесь почти не занимаются. В весеннее время все улусы и село бывают залиты водой, и сообщение тогда возможно лишь в лодке и с опытным проводником. От епархиального города село находится в 273 верстах, от уездного города Ачинска и железнодорожной станции в 110 верстах, почтовое отделение, волостное правление и врачебный пункт находятся в самом селе.
Переселенческие деревни
Всего в приходе 18 улусов и 9 деревень. Улусы: Назаровский, Усть-Кемчугский, Яланский, Подкаменский, Щелевский, Мелецкий, Арамачевский, Ладыкский, Елдовский, Протокский, Кильчевский, Тюляпсинский, Костинский, Когтеневский, Старо-Амачеевский Ново-Амачеевский, Байдуковский и Кульбенский. Деревни: Сосновая, Шпагина, Борисовская, Семеновка, Александровка, Кирчижная, Рождественская и Ново-Михайловская. Кроме Сосновой, все деревни - переселенческие. Обитатели их переселились из Вятской, Воронежской, Минской и Могилевской губерний. Во время весеннего разлива воды все деревни отрезаны от селения. Более всего от этого страдают Шпагина и Сосновая, так как они отрезаны еще рекой Кемчугом. В осенние рекоставы сообщение с поселками тоже бывает прервано. Самая ближняя деревня к селу в 7 верстах, а ближайший улус в 12 верстах. Самая же дальняя деревня в 35 верстах, а улус в 140 верстах.
Духовная жизнь
Храм в приходе один, деревянный, просторный и крепкий. Престолов в нем 2. Главный – во имя Всемилостивого Спаса, а придельный – во имя Великомученика и Победоносца Георгия. Из старинных предметов церковной утвари обращают на себя внимание напрестольный крест (серебряный) с надписью "1783 года нояб. Л.Е.", оловянные потир и 2 дискоса.
Библиотека при церкви состоит из 125 томов.
Часовен в приходе – 2: в деревне Сосновой во имя Пророка Ильи и в улусе Мелецком – в честь Иверской иконы Божьей матери.
Церковно-приходских школ в приходе – 2: одна – в селе Бирилюсском, а другая – в деревне Сосновой, размещенные в собственных деревянных удобных зданиях.
С мая 1915 года открыто церковно-приходское попечительство.
В самом селе имеются почтовое отделение, волостное правление, врачебный пункт и кредитное товарищество.
Причт состоит из священника и псаломщика. Содержание от казны священнику – 300 рублей, псаломщику – 100 рублей. Братских доходов 700 рублей. Причтовые дома: священнический ветхий, а псаломщический новый, перестроенный в 1915 году, оба дома холодные. Церковной земли сенокосной и усадебной 55 десятин, а пахотной не имеется. Церковного капитала – 200 рублей, причтового – 300 рублей.
Большая часть населения в приходе инородцы Качинского племени, а остальные – переселенцы из разных губерний. Всего числится мужского пола 1300 душ, женского пола - 1289 душ. В районе прихода находятся 5 магометанских деревень. Евреев в приходе - 19 душ. Среди инородцев проживает одно семейство сторообрядческое, беспоповского толка. Инородцы и крестьяне из сибиряков занимаются исключительно рыбной ловлей и охотой, хлебопашества почти нет, так как высоких мест мало, а на низинах все уносит водой во время разлива. Переселенцы поселились по выгоркам и занимаются хлебопашеством, но пока своего хлеба им еще недостаточно.
Подготовила Елена КОДЕНКО