Версия для слабовидящих |
18+
Выбрать регион

Официальный сайт газеты "Новый путь" Зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовой коммуникации. Номер свидетельства ЭЛ № ФС 77–69004 от 07.03.2017 г.

662120, Красноярский край, Бирилюсский район, с.Новобирилюссы, ул.Школьная, 2
телефон: редакции +7 (39150) 2-14-90
e-mail: nova_bir@mail.ru

Любовь к слову и творчеству

В образовательном процессе без представителей сильного пола не обойтись (статья опубликована в 2018 году).

В наш век учитель-мужчина - явление довольно редкое, а учитель русского языка и литературы - тем более. Однако совсем недавно мне удалось познакомиться с педагогом именно этих предметов, настоящим филологом - учителем Рассветовской средней школы Николаем Николаевичем Бояриновым.

Учителя я застала дома - в этот день Николай Николаевич занимался побелкой комнаты. Однако изрядно испачкавшийся известью мужчина даже при полном отсутствии свободного времени от беседы со мной не отказался. Напротив, он предложил мне стул, а сам убежал на кухню, где немного привел себя в порядок.

"Пообщаться я люблю", - сказал он и деловито уселся на диван.

Вопрос не пола, а призвания

В нашем разговоре с учителем мы затронули множество тем. А начали с той, какие дороги привели Николая Николаевича в школу.

- В моей семье педагогов не было, я первый, - улыбаясь, начал свое повествование мужчина. - А причина, по которой я выбрал школу - это любовь к русскому языку литературе. Однако к учительству я пришел не сразу.

Николай Николаевич принес стул и стал добираться до верхнего ящика шифоньера, где, как оказалось, хранятся все его школьные фотографии и грамоты.

- После окончания Красноярского политехнического техникума, - продолжил он, - три месяца я работал на железной дороге в Суриково, потом уехал в Красноярск с целью заработать на заводе химического волокна. Но посмотрев на руки рабочих, которые были сожжены кислотой, и полностью покрыты шрамами, я вернулся на малую родину с твердым убеждением, что лучшей работы, чем в школе - мне не найти. Так, пять лет я был учителем труда, а потом нас обязали получить образование в высшем учебном заведении. Я поступил в Красноярский педагогический институт и выбрал специальность "учитель русского языка и литературы". На вступительных экзаменах (как сейчас помню) я писал сочинение про Зою Федоровну Сафонову - ткачиху Красноярского шелкового комбината, Героя Социалистического Труда. Сочинение написал на " 4+", до слез растрогав членов комиссии. И с тех пор 41 год своей жизни я отдал филологии.

По состоянию здоровья с января этого года Николай Николаевич был вынужден уйти на заслуженный отдых. Однако, по его словам, он снова мечтает работать с детьми, потому что "любимое дело учителя - поучать". И без этого ему очень грустно живется.

- Вот сижу сейчас и думаю, откуда бы здоровью взяться, - с улыбкой говорит он, - если в детстве мы всю зиму в кирзовых сапогах ходили. Еще и умудрялись весь день даже в сильные морозы с горы кататься, да так, что пальцы протирались. Идешь, а ноги из сапог выглядывают. Но хоть в то время и нищета была страшная, мы жили дружно. Этого не забыть.

"Нужно - не нужно"

Главную задачу в своей работе Николай Николаевич всегда видел не в том, чтобы "вбивать" в головы учеников любовь к классике или заставлять их прочитать ту или иную книгу, а в том, чтобы научить детей думать и размышлять, а также уметь формировать мысль и отстаивать свою точку зрения. Для этого, по его признанию, он всегда провоцировал детей на дискуссии.

- Наши дети разучились мыслить, - считает учитель, - поэтому на уроках мы больше беседовали и обсуждали такие вопросы, как: "учиться нужно или нет?", "правильно ли поступил тот или иной герой?" и другие. Вот это полезно. А как только по программе шли большие произведения, я всегда шутил: "Дети, вот сейчас для меня началась моя "война и мир". Я убедительно прошу вас не читать краткие изложения, потому как они вам ничего не дадут". Ведь мне кажется, что "соль" в классике совсем в другом. Взять хотя бы Льва Толстого и его роман "Война и мир". Здесь восхищает многое, даже, казалось бы, простое описание природы. И это обязательно нужно прочесть каждому.

Если говорить о школьниках, то, по мнению учителя, они с годами становятся гораздо ответственнее. Может быть, на это повлияло введение единого государственного экзамена, или какая-нибудь другая причина, но факт остается фактом.

На вопрос "что для вас является самым сложным в профессии?", Николай Николаевич ответил:

- Сложно с 11 класса в 5 переходить. Со взрослыми ребятами поговорить можно на любые темы, а малыши еще ничего не соображают. Хотя они добрее.

Убеждать, не настаивая

В доме Николая Бояринова большая библиотека. Здесь хранятся собрания сочинений Толстого, Тургенева, Астафьева и других писателей, но самым обожаемым для него является Достоевский.

- Федор Михайлович как никто другой заставляет мыслить. Особенно люблю его роман "Бесы". Мне кажется, сейчас настало именно такое время. Черт знает, что смотрят наши дети, чем занимаются. Селфи всякие экстремальные делают. Зачем это все? Ну, упадешь ты с крыши и что дальше? Кому легче сделаешь? Не понимаю я всего этого и не признаю. А что касается любимых книг, ученикам своим я всегда говорил: "Дети, вашей главной книгой всегда должен быть словарь, любой. Начинайте с толковых, потому что бестолковых словарей не бывает". Я все свои свободные деньги тратил на словари, да справочники, и ничуть не жалею об этом.

Беседу мы закончили, на мой взгляд, одним из самых проблемных для филолога вопросом: как увлечь современного ребенка чтением? В ответе на него Николай Николаевич сказал, что начинать нужно с личного примера.

- Существует множество методов, чтобы заинтересовать ребенка книгой. Один из них - рассказать сюжет и оборвать свое повествование на самом интересном месте. Еще один способ - рассказать о тех книгах, которые сделали тебя таким, какой ты есть. Кроме того, можно использовать провокацию. Например, сказать детям на уроке, что знаешь замечательную и захватывающую дух книгу, но читать им ее еще очень рано. Это школьников мотивирует. Главное - постоянно не твердить о пользе чтения, ведь все и так знают, что оно полезно.

Автор: Мария Бабич

По этой теме:

Лайкнуть:

Версия для печати | Комментировать | Количество просмотров: 910

Поделиться:

ОБСУЖДЕНИЕ ВКОНТАКТЕ
МНОГИМ ПОНРАВИЛОСЬ
НародныйВопрос.рф Бесплатная юридическая помощь
При реализации проекта НародныйВопрос.рф используются средства государственной поддержки, выделенные в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 No 79-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом ИСЭПИ
ПОПУЛЯРНОЕ
ВИДЕО
Яндекс.Метрика