Сегодняшние дети умеют гораздо больше, чем их сверстники 10-20 лет назад. Они быстрее решают логические задачи, с легкостью осваивают компьютеры и телефоны, но при этом все реже восхищаются и удивляются.
"Любой родитель дошкольника, в первую очередь, мечтает о том, чтобы его ребенок научился читать, писать, считать, и в будущем овладел определенным багажом знаний и умений. Но не менее важно научить ребенка чувствовать, думать, творить и сопереживать", - в этом убеждена заместитель директора по учебно-воспитательной работе Новобирилюсской детской школы искусств, концертмейстер, преподаватель сольфеджио и фортепиано Елена Валерьевна МИНАЕВА. За 30 лет работы в школе она выпустила более 50 учащихся. И совершенно неважно, где сегодня учатся и работают ее выпускники. Самое главное, что все они, "прикоснувшись" к искусству, стали духовно богаче.
Здесь учат прекрасному
В 1988 году Елена Валерьевна - выпускница Красноярского училища искусств (ныне - Красноярский колледж искусств имени П.И. Иванова-Радкевича) - приехала покорять Бирилюсский район. Так начались ее трудовые будни в музыкальной школе: уроки, концерты, открытые занятия, методические конференции. И сегодня, накопив колоссальный опыт, она может помочь любому ребенку войти в волшебный мир
удивительного инструмента - фортепиано, и превратить знакомство с ним в увлекательное путешествие.
- Я мечтала стать химиком, или математиком, - улыбаясь, вспоминает Елена, - но моя мама настояла, чтобы я связала свою жизнь с искусством. Вначале я занималась танцами, а затем погрузилась в музыку. Интересно, что в нашей семье никто не владел нотной грамотой, но родители часто пели, и хорошо пели. А когда мне купили музыкальный инструмент, отец сам на слух подбирал на нем мелодии.
На сегодняшний день уроки преподавателя посещают 9 новобирилюсских ребят. Со слов Елены Валерьевны, более всего детям нравится петь, а вот уроки сольфеджио для них даются с трудом, поскольку освоить технику "пения по нотам" достаточно сложно.
Обучение музыке в детской школе искусств идет по общеразвивающим программам - "музыкальный инструмент" и "хоровое пение". Здесь дети учатся не только играть на музыкальных инструментах и петь, но и изучают такие предметы как: "музыкальная литература" "сольфеджио" и "ансамбль", которые помогают осваивать основную специальность.
Энергию - в нужное русло
Со слов преподавателя, многие родители уверены в необходимости музыкального воспитания своих детей и готовы сделать для этого все возможное. Однако есть и те, кто, сомневаясь в музыкальных способностях своего чада, даже не думают о получении им дополнительного образования в школе искусств.
Так зачем же детям учиться в ДШИ? Не всем же быть музыкантами? На этот вопрос Елена Валерьевна ответила следующее:
- Вот скажите, где ребята в наш век так часто, как у нас, могут слушать классическую музыку? Ведь многие из них не знают не то что произведений, но и с трудом вспоминают самые известные фамилии композиторов. А это наша культура – духовный опыт поколений. Именно культура говорит о развитии и воспитании человека, и не знать ее - стыдно. Очень радует, что сегодня увеличивается количество родителей, которые задумываются над происходящим и стремятся к тому, чтобы их ребенок развивался не только в информационно-компьютерной среде.
- Кроме того, - продолжает Елена Валерьевна, - "прикасаясь" к искусству у ребенка развивается чувство ритма, становится более тонким музыкальный слух, формируется усидчивость, ведь заниматься необходимо регулярно. Игра на музыкальном инструменте развивает координацию и мелкую моторику пальцев, что положительно сказывается на развитии мозга. Что касается пения, то оно расширяет возможности дыхательного аппарата, а при этом уменьшается количество простудных заболеваний. Ансамблевое исполнительство дает практические навыки коллективной деятельности, учит слышать других. Поэтому, великими музыкантами наши ученики, возможно, и не станут, но колоссальную пользу от дополнительного образования они точно получат.
От сердца к сердцу
Наша беседа уже близилась к концу, когда в дверях класса появились ученики Елены Валерьевны. Положив свои портфели, ребята вместе с преподавателем встали в круг, взяв в руки по карандашу. На "раз" дети плавными движениями стали передавать карандаш соседу справа, на "два" - принимать карандаш от соседа слева. Немного потренировавшись, эту простую игру на развитие чувство ритма ребята продолжили уже под музыку, весело смеясь и стараясь выполнить задание правильно.
Наблюдая за происходящим, стало очевидно, что Елена Валерьевна добивается в своей работе главного результата – она пробуждает в детях желание заниматься музыкой с удовольствием. А педагогическое мастерство, терпение и вместе с тем душевная теплота - все это привлекает ее учеников, заряжает их верой в свои силы, предопределяя успешность обучения.