В следующем году Бирилюсский район отметит 400-летие с возведения на чулымских землях Мелецкого острога. Лучше всех об этом событии, как и о дальнейшей истории развития Бирилюсского района, знают сотрудники Бирилюсского краеведческого музея. Об их работе будет мой рассказ.
Первопроходцам легко не бывает
- Нет, ну ты представляешь, могила Гриши Баженова, нашего воина-афганца, похороненного на Мелецком кладбище, вся травой и молодой порослью затянута! Мы планируем поехать туда с афганцами, убраться, оградку подновить! – влетевшая в редакцию небольшого роста худенькая женщина с темной копной волос, снимая пальто, торопливо выплескивала в нас эмоции. Несмотря на возраст, когда многие "солидные" бабушки сидят на пенсии и пекут пирожки, Надежда Александровна Лактионова, всегда полная энергии, позиций не сдавала. Вот и в прошедшие выходные она вместе с директором Бирилюсского краеведческого музея Еленой Михайловной Коденко отправилась в дальнюю командировку - на поиски могилки афганца в практически опустевшую деревню Мелецк.
Надежда Александровна – не простой журналист, а фанат краеведения. В газету она пришла в 1983 году. Из-под ее журналистского пера выходили теплые зарисовки о людях района, репортажи и аналитические статьи. Она с упоением занималась исследовательской работой, раскапывая в архивах факты о репрессированных и кулаках, собирая материалы о ветеранах войны и истории Бирилюсского района.
Идея создания районного музея возникла после участия делегации Бирилюсского района в 1995 году во II Красноярском международном музыкальном фестивале стран Азиатско-Тихоокеанского региона, где на сельских подворьях были представлены предметы исчезающей старины. Идею поддержал тогдашний глава района Веревкин В.Г.
В результате общественный музей был открыт на основании Постановления администрации Бирилюсского района №209 от 03.07.1995 года при отделе народного образования. Директором музея была назначена Надежда Александровна Лактионова.
Уж такой она человек – взялась если, обязательно вытянет это дело. Как бы трудно не было.
И когда весть о создании музея облетела район, в музей понесли и повезли предметы старины и эпохи НЭПа, рушники и народные костюмы, долгие годы пылившиеся в сундуках.
- Господи, - вспоминала она, - пришла в пустое помещение… С чего начинать? – Как музеи работают? А тут еще эти 90-е, денег нет, ничего не достать. Требовалось оборудование для экспозиций, выставочные залы сами оформили. И собирали-собирали отовсюду предметы…
С 28.08.1997 г. музей был передан в подведомственность отдела культуры и кино.
С 11 июня 1999 года - открылся для посетителей. С 1 января 2000 был преобразован из общественного в краеведческий (государственный, муниципальный) музей.
В 2000 году при музее был создан школьный поисковый отряд, его участники в составе объединенного краевого поискового отряда "Красноярец" участвовали во Всероссийской Вахте Памяти, направленной на установление имен без вести пропавших земляков - солдат Великой Отечественной войны.
С 2001 по 2008 годы в Красноярске был издан десятитомник книги "Никто не забыт". Все данные по Бирилюсскому району в этой книге были собраны Надеждой Александровной. Ее работы об образовании района, судьбах земляков, подвергавшихся политическим репрессиям, переживших годы Великой Отечественной войны, а также о работниках
культуры, вошли во многие книги. Этими книгами пользуются студенты, школьники, жители района для написания рефератов, дипломных работ.
А в 2011 году Надежда Александровна принимает решение вновь вернуться в редакцию, но и музейное дело не бросает.
- Когда Надежда Александровна собралась уходить, мы все очень расстроились, сидели и плакали, - вспоминает Елена Михайловна Коденко, нынешний директор музея. – Но потом стали постепенно вникать в работу, а Надежда Александровна нам помогала.
В 2016 году район понес невосполнимую потерю - Лактионовой не стало. Даже бурная энергия и жажда жизни не смогли помочь ей победить болезнь.
Редкая находка
В начале становления Бирилюсского музея район облетела новость: участковый села Малая Кеть, расположенного в 120 километрах от райцентра, обнаружил в тайге, в дупле дерева деревянную фигурку идола. Музейщики обрадовались – вот он, ценный экспонат, историю которого им предстоит выяснить. И ведь выяснили! Как оказалось – фигурка культовая. Чулымские тюрки поклонялись идолам. У деревянной фигурки угадывались монголоидных черты лица, подбородок опущен вниз и выступает вперед. Плечи и грудь идола пологие, на голову надета островерхая шапка с широкой меховой опушкой. На поверхности лица идола и его груди сохранились натеки смолы и следы жертвенного "кормления" в виде жировых пятен.
Рядом с местом, в котором был спрятан идол, нашли деревянный нож в ножнах, имитирующий обычный охотничий нож со стальным клинком и деревянной ручкой, "утопленной" в ножнах. Как выяснилось, этому божку поклонялись чулымцы-охотники. Эти уникальные экспонаты нашего музея вошли в книгу "Этносы Сибири" Красноярского края."
Нематериальное наследие
Дело Надежды Лактионовой осталось жить в ее талантливых учениках. Нынешний директор Бирилюсского краеведческого музея Елена Михайловна Коденко поделилась с нами накопленной информацией. У бирилюсских берегинь появилось больше возможностей для изучения различных научных работ, их систематизации, удалось заглянуть в далекое прошлое. Для воссоздания истории музейщики опираются на собранный археологический и этнографический материал, характеризующий культуру чулымцев, на научные труды сибиреведов, лингвистов, археологов и этнографов.
В 1621 на берегу Чулыма с отрядом томских казаков появился атаман Молчан Лавров, который построил в этих местах Мелецкий острог, название которого произошло от "живущего там татарского рода Мелеса", при дороге в Енисейск. В 1622 году служивых людей при остроге было 30 человек.
Острог "ограждал" местное население – чулымцев от набегов киргизов (кыргызов), которые селились выше по Чулыму, а также занимался сбором ясака с чулымских татар.
Возле чулымских улусов возникали русские поселения, названия которых происходили от названия улусов. (Назаровский улус – д.Назарово, Щелевский улус – д.Щелево).
В 1710 году появляется первая русская деревня - Бирилюсская, которую заселили пашенные крестьяне, пришедшие в Сибирь вслед за казаками.
Затем стали появляться и другие поселения, сохранившиеся до наших дней: д.Сосновая, Арефьево, Чипышево и многие другие.
Новая история района
Примечательно, что до 1870 года земли, отнесенные в 1912 году к Бирилюсской волости, относились к Чернореченской волости. С 1870 по 1912 год эти земли относились к Большеулуйской волости. В декабре 1911 года произошло дробление Большеулуйской волости, и с первого января 1912 года на карте Ачинского уезда появляется новая волость Бирилюсская, с населением 9 тысяч человек, центром становится село Бирилюссы.
В конце ХIХ начале ХХ века в Бирилюсской и Большеулуйской волостях появились переселенцы из Белоруссии, Украины, Татарстана, Чувашии, Латгалии и других губерний России. Появляются новые населенные пункты. В начале ХХ века в связи со Столыпинской аграрной реформой образовываются новые населенные пункты.
Культурное наследие
Музейные работники бережно хранят не только предметы, но и нематериальное культурное наследие - народные песни Бирилюсского района, собранные в песеннике с нотной расшифровкой заслуженным работником культуры России К.М. Скопцовым.
В музее хранятся записи народных танцев жителей села Орловки Бирилюсского района - бывших переселенцев из Белоруссии в исполнении красноярского фольклорного ансамбля "Живая старина": хоровод "Заплятися, плетень, заплятися" и кадриль "Лентея", а также диски с записями латгальских песен и танцев, старинных блюд белорусов.
Зафиксированы хранителями технологии по навиванию основы ткацкого стана и самого процесса ткачества, а также процесс катания валенок из овечьей шерсти. Ведется запись старинных песен, воспоминаний старожилов.
О чем же можно узнать сегодня, посетив Бирилюсский краеведческий музей? Вам расскажут об исторических событиях земли Бирилюсской в период с ХVII по ХХ век (включительно). Познакомят с духовной культурой и основными занятиями дорусского населения Среднего Причулымья в ХVII-ХVIII веках. Вы собственными глазами увидите предметы быта переселенцев из Белоруссии, Украины, Татарстана, Латгалии, Архангельской и других губерний, а сотрудники музея познакомят с событиями и культурой Бирилюсской волости конца ХIХ – начала ХХ века.
Музейное собрание представляет элементы многонациональной вышивки, предметы обихода и одежду первой половины ХХ века территории Бирилюсского района.
Музейные залы принимают регулярные экскурсии, проводят встречи, посвященные памятным датам, мастер-классы мастеров декоративно прикладного творчества, устраивают выездные экспозиции к юбилейным датам района и различным фестивалям народного творчества, на базе музея работает факультет "Народного университета"..
Сегодня, посещая Бирилюсский музей, каждый из нас не только может прикоснуться к истории родного района, которая бережно хранится и приумножается, но и пообщаться с единомышленниками. Порою общение – главная ценность, которую нужно сохранять.
Не об этом ли мечтала Надежда Александровна Лактионова, создавая Бирилюсский музей, приобщая к своей мечте неравнодушных, наставляя учеников, публикуя книги и статьи в районной газете.
Послесловие.
2021 год станет юбилейным для района: ведь 400 лет назад на чулымские земли пришел Молчан Лавров, и построенный им Мелецкий острог стал отправной точкой истории нашего таежного края. И если бы не музейные берегини и хранительницы истории района, как бы мы узнали о такой великой и славной дате?