Когда- то давно Татьяна Михайловна Шибельбайн решила связать свою судьбу со школой, и не ошиблась. И сегодня, спустя 41 год педагогической деятельности, она с уверенностью может сказать, что смыслом ее жизни стали успехи учеников, а вторым домом – Полевская средняя школа.
"Я хочу учиться!" - так говорит любой первоклассник. Но проходит несколько лет, и уже редкий школьник с удовольствием бежит на занятия. Поэтому Татьяна Михайловна каждый свой урок планирует так, чтобы этот интерес у ребят не угасал. Она преподает чуть ли не самый сложный предмет – математику, но для полевских ребят мир цифр, уравнений и формул кажется по-настоящему увлекательным.
Целая жизнь
Героиню нашего сегодняшнего повествования я застала в учительской. Как оказалось, Татьяна Михайловна - человек очень увлеченный. В момент нашего знакомства, то и дело заглядывая в электронную почту, она мастерила цветок из воздушных шаров, готовясь к празднованию последнего звонка. А в свободное от работы время она любит стряпать различные вкусности, ухаживать за многочисленными уличными цветами и фотографировать красоту природы. Сделанные ею снимки украшают стены школы, привлекая взгляды педагогов и учеников. А еще совсем недавно Татьяна Михайловна освоила технику вязания крючком - вначале пробовала мастерить салфетки и шарфы, а сейчас в приоритете роскошные шали.
- Нас просто засыпали отчетами, - скручивая длинный розовый шар в лепестки, сетует учитель. - Только сидишь и караулишь: один за другим запросы все идут и идут, и надо все делать быстро, и зачастую - к концу дня. И на это, к сожалению, обращают больше внимания, чем на процесс обучения. Поэтому у нас время летит молниеносно - не успеешь оглянуться, а уже учебный год закончился.
- Вы посвятили образованию более сорока лет, а это целая жизнь, - с восхищением подмечаю я, раскрывая блокнот с заранее подготовленными вопросами. - Не хочется ли вам оставить школу и уйти на заслуженный отдых?
- Когда-нибудь этот момент настанет, - с улыбкой отвечает Татьяна Михайловна, - я же не вечная. Но как я буду жить без доверчивых, пытливых глаз, без школьной суеты и шума, без таких привычных и простых слов: "Здравствуйте, дети! Начинаем урок…" - пока это я представляю с большим трудом.
"Каждый ребенок – это личность…"
Татьяна Михайловна родом из деревни Бирилюссы. Получив аттестат зрелости, следом за старшей сестрой Людмилой, она поступила в Лесосибирский педагогический институт. Но в отличие от сестры, окончив его, пошла работать по специальности и осталась верна своей профессии.
За 41 год педагогической деятельности система образования испытывала мою собеседницу на прочность всеми возможными способами: много лет она была завучем, заместителем директора по воспитательной работе, не раз брала классное руководство. Всегда настойчива и требовательна, спокойна и внимательна - Татьяна Михайловна ответственно выполняла все возложенные на нее обязанности.
- В 1979 году в нашей школе обучалось 200 ребят, - вспоминает учитель, - сегодня, для сравнения, у нас всего 21 ученик. Первое время, честно скажу, очень страшно работать без опыта, тем более - на старших классах, поэтому я как сейчас помню свой первый урок. Дети проверяли меня в тот день, как только могли! К примеру, в одном классе у всех ребят были прозвища: Мясо, Щегол, Пирог и другие. И веду я, значит, свою математику, а они с разных парт кричат друг другу: "Макар, ты сегодня пойдешь со мной?", "Пирог, ты с нами?", "А Мясо брать будем?", и так далее. А я посмотрела на них с досадой и говорю: "Ну, ребятки, у вас не класс, а одни пироги с мясом!". И все - больше они так себя не вели. На самом деле раньше дети были другими - они с первого раза все понимали. Сейчас школьники стали раскованнее, у них появилась очень большая поддержка в плане интернета и всего на свете. Они знают свои права, знают, куда можно позвонить - пожаловаться. Слава Богу, что у меня с ребятами никогда не было проблем.
На мой вопрос, трудно ли работать с нынешним поколением, Татьяна Михайловна отвечает так:
- Если любишь детей и в каждом из них видишь личность, то нет. Для меня неважно, отличник это, хорошист или троечник, - я не равнодушна к тому, что происходит в их жизни, и поэтому они тянутся ко мне. Одни делятся семейными проблемами, другие ждут поддержки, третьих надо просто выслушать, четвертых - похвалить, а пятым - посочувствовать или дать совет. Если они видят, что ты открыт и искренен, то и сами стараются быть такими. Вот и наши ученики - они все хорошие. Некоторые усердно занимаются, на совесть, другие - откровенные лентяи в учебе, но добрые душой, отличные помощники. Хоть что попроси! "Давайте я сумку помогу донести", "Давайте я в клумбу земли наношу", - только и бегают вокруг тебя. А тут недавно я ногу сломала, так они ко мне домой приходили - снег чистили, дрова носили. Очень мне помогли, за что я им чрезмерно благодарна.
- А как вы боретесь с ленью школьников? Ведь явно не все любят математику, так же, как вы? - интересуюсь я у учителя.
- Для меня главное, чтобы они понимали "царицу наук", любить ее не обязательно, - отвечает педагог. - А лень из ребят я стараюсь выбивать, и делаю это только убеждениями, а не криками, и беседами с родителями. С каждым ребенком надо работать.
- Получается, что любого ученика можно сделать отличником? - делаю я вывод из слов педагога.
- Это ошибочное мнение, - говорит Татьяна Михайловна. - Многие так считают, что, когда в классе учится 1-2 ребенка, то из них обязательно должны получиться, к примеру, великие математики или литературоведы. Да, обучение у нас практически индивидуальное, но у каждого ребенка свои способности, свои стремления. Не надо забывать и о том, что бывают и личные проблемы, когда совсем не до учебы (например, пьющие родители). Все нужно принимать во внимание, но и с откровенной ленью тоже надо бороться, ведь знание каждого предмета обязательно пригодится в жизни в той или иной степени.
- И последний вопрос: что, как учитель, вы не любите больше всего, и что для вас наибольшая радость? – спрашиваю я.
- Я не люблю, когда дети мне врут, - не раздумывая отвечает педагог, - и всегда говорю им, что я как рентген - все вижу насквозь. Например, уроки не выучат, или вазу разобьют, и начинают сочинять истории. А люблю я отдачу от детей. В прошлом году, например, все одиннадцатиклассники сдали базовый экзамен по математике на пятерки. Это же счастье! А когда ленивые-преленивые дети делают работу на отлично - это двойное счастье!
Трудиться - полезно
Завершив наш диалог, мы направились посмотреть один из стендов, на котором расположились сделанные Татьяной Михайловной фотоснимки леса в разные времена года, различные цветы и водоемы района. Что и говорить, видеть красоту природы ей, действительно, дано свыше.
- У нас самые лучшие места, - с гордостью заявляет женщина. - Может быть, поэтому никто не хочет их менять на городскую суету в окружении многоэтажек. И я в том числе.
У Татьяны Михайловны свой дом, в котором, с ее слов, работы всегда хватает. С наступлением долгожданных теплых месяцев все время она проводит в огороде. Женщина рано ложится и рано встает, чтобы успеть вырастить как можно больше овощей и ягод. Своими заготовками, сделанными с любовью, она угощает самых родных людей - семьи дочери Татьяны и сына Анатолия.
Внуки Татьяны Михайловны - частые гости у бабушки. В них она воспитывает порядочность и трудолюбие, а уж об учебе и говорить не стоит. Требовательная к себе, она не дает спуску и своим детям.
- В период дистанционного обучения мой внук, второклассник Никита жил у меня, - с улыбкой рассказывает женщина. - И когда он закончил учебный год, я, отправляя его домой, ненароком спросила: "Никита, я вот все тебя читать заставляла, да заниматься. Так тебя замучила. Ты, наверное, уже не захочешь к бабушке приезжать?". На что он ответил: "Ты чего, баба? Приеду, конечно. Летом же учиться не надо".