8 октября прошлого года в Большом зале Правительства Красноярского края состоялась торжественная церемония награждения работников образования - 50 педагогов из разных территорий получили награду "Заслуженный педагог Красноярского края". Среди педагогов Бирилюсский район представляла Валентина Васильевна Кайнова, учитель биологии Рассветовской средней школы. Краевую награду вместе с коллегами - педагогами и руководителями школ и детских садов, педагогическими работниками учреждений дополнительного, профессионального и высшего образования, проработавшим по специальности на территории края не менее 10 лет, - она получила из рук заместителя председателя Правительства Красноярского края Алексея Викторовича Подкорытова.
Так сложилось, что лично поздравлять Валентину Васильевну со столь почетным званием мне пришлось в телефонном режиме. После слов восхищений в адрес учителя, который посвятил образованию 51 год свой жизни, мы поговорили о том, что для педагога значит ее профессия.
Время пришло
- Столько лет работать с детьми - даже в голове не укладывается! Вы не устали от такого ритма жизни, ведь эта работа обязывает быть всегда активной и молодой душою? - интересуюсь я у Валентины Васильевны.
- Честно скажу, что до нынешнего года работать мне было незатруднительно, - признается учитель. - Я с ребятишками и на лыжах ходила, и везде. И вообще мне с детьми работать всегда легко. Появились другие проблемы. Например, пандемия коронавируса, а я в группе риска. Знаете, когда я раньше про пенсию думала, была точно уверена, что не смогу без школы. Но теперь я смотрю на это с другой стороны. Конечно, я буду переживать, скучать, но я понимаю, что при таких условиях я не только нужный школе человек, но я еще и помеха. Если я заболею - будут страдать дети, у них не будет уроков. Поэтому это тоже накладывает какой-то груз гражданской ответственности. Второе - это изменения в учебном процессе, проще говоря - дистанционка. Условий для нее нет, мне приходилось и через телефон работать. А это не учеба, я считаю. И третье - это, конечно, возраст. Волей-неволей начинаешь считать: а сколько осталось до финишной точки? Поэтому я решила, что отработаю этот год и уйду. Мое время пришло. Тем более, что в моем возрасте уже никто не работает, пусть молодежь трудится.
- Так может стоит поберечь здоровье и нервы, и лучше уйти сейчас, не дожидаясь окончания учебного года? - спрашиваю Валентину Васильевну.
- Не о себе я думать привыкла, - отвечает она. - Если ты взял на себя социально-ответственную роль, ты за нее должен отвечать, а не о себе заботится. У в этом году меня девочка на биофак собралась поступать, а мне же ее надо подготовить. Каждый год дети выбирают по 2 экзамена моего предмета, один год только не было экзамена. Поэтому как уйти? Предать детей что ли? Никогда и никого я не предавала. Профессия моя обязывает быть порядочным человеком.
- А каким еще, на ваш взгляд, должен быть учитель?
- Учитель - это образец, - говорит педагог. - Для меня это всегда было заповедью номер один. Он должен быть образцом и в поступках, и в делах, и в знаниях, и везде, чтобы дети его слушали, и чтобы к нему прислушивались.
- Расскажите о ваших взаимоотношениях с учениками? - задаю следующий вопрос.
- Мы с детьми общаемся честно. Я всегда у них спрашиваю, не произошло ли мое педагогическое выгорание? Если я бесполезна, то прошу их сказать об этом. И они мне пишут на листочке: на одной половине - достоинства, на другой - недостатки. Я же тоже живой человек. Всякое может быть, и эмоции никто не отменял. Но всегда давало силы то, что плюсов ребята находили больше.
- Можете привести пример таких ответов?
- Сколько угодно. Я их всегда перечитываю. Одни мальчик еще в 90-е мне написал: "Вам надо освободиться от коммунистического прошлого: делать все сразу, здесь и сейчас. Уже давно другая страна. А если говорить о плюсах, то вы учили нас не всех, а каждого по отдельности", - вот это для меня была самая высокая оценка всей моей работы. Пожалуйста - в одной записке тебе и критика, и оценка. А один мальчик в "минусах" написал: "Вы так сильно все к сердцу не берите, а то вас ненадолго хватит".
В тандеме успеха
В нашем разговоре мы не могли не затронуть тему о возвращении с этого года воспитательной функции в школы. Со слов Валентины Васильевны, лично на ее работу это никак не повлияло, ведь воспитание учащихся для нее всегда было на первом месте.
- Когда речь пошла о том, что воспитанием должна заниматься только семья, а школа - обучением, я была категорически с этим не согласна, - объясняет педагог. - Еще Дмитрий Иванович Менделеев говорил, что "образование без воспитания - меч в руках сумасшедшего". Это для меня - определенный девиз, и я всегда это пропагандировала. Воспитывать должна и семья, и школа. Своим ученикам на уроках я всегда говорю, что обучение и воспитание - это как две ноги у человека. Одна нога - это учение - русский, математика, биология, а вторая - это хорошо и плохо, это добро и зло. И меня очень радует, что в системе образования, наконец, увидели, что и вторую ногу нужно представить, чтобы человек пошел. Особенно это важно сейчас, когда столько желающих прикоснуться к мозгу ребенка, и не понятно - с какими намерениями. Это телевизоры, гаджеты и прочее. Все нормы морали и нравственности размываются, и если детей не воспитывать, то что будет дальше?
По твердому убеждению учителя, с детьми всегда нужно говорить от сердца, искренне. Только тогда работа принесет хорошие плоды. А если воспитывать ребят, опираясь на примеры из своей жизни - это вдвойне хорошо.
- Буквально на прошлой неделе мы с ребятами разбирали серьезный конфликт, который произошел в их классе, - рассказывает Валентина Васильевна. - В таких случаях, когда дети выбирают неверный курс и поступают неправильно, я их всегда подталкиваю обращаться за помощью к взрослым. Ведь человек не может родиться и сразу уметь все делать правильно. У каждого бывали такие проступки, которые научили их жить. Поэтому со взрослыми надо советоваться. И тут дети спросили, был ли у меня в детстве такой проступок, за который мне стыдно до сих пор. И я рассказала им свою историю.
Мамин урок
Мне было лет 6 или 7. Моя мама испекла пирожки и попросила отнести их бабушке через огород. Эта бабушка жила одна, потому что была война, и много кто не вернулся домой - у кого-то мужья, у кого-то сыновья. И моя мама считала, что она должна за такими людьми приглядывать. Хотя семья у нас была большая, и лишнего времени у мамы не было, но она всем помогала. Например, писала письма, куда нужно, чтобы искать родных... Так вот о пирогах. Мы с братом их понесли. А бабушка была слабослышащая, ей надо было громко говорить. Мы зашли, поздоровались, она нас не увидела и не услышала. А потом она выглянула и сказала, улыбаясь: "Мама послала?". А мы взяли и просто губами пошевелили, а вслух ничего не сказали. Вот какая дурь нам в голову ударила! Она поняла, что мы над ней подшучиваем, подошла, взяла чашку и сказала: "Маме - спасибо, а вы - вон отсюда!". И выгнала нас. Мы побегали где-то, потом домой пошли. А дома мама строгим голосом: "Как вы поступили с бабушкой - вам прощенья нет! Сейчас пойдете к ней в огород, и прополите там все! И запомните: еще неизвестно, какими вы в старости будете! А теперь марш на огород!". Мы пололи этот огород и, конечно, размышляли над своим поведением. Так вот с той поры старость для меня - это почетный возраст и моя ответственность. Я всегда помогала пожилым. И всегда помнила этот мамин урок, и детям его передала: ни над старостью, ни над слабыми нельзя смеяться. Это наказуемо.
От автора
В разговоре Валентина Васильевна сказала одну замечательную фразу: "добрым быть просто, достаточно никогда не делать зла". Мудрость этой женщины не может не восхищать. Наверное, поэтому ее так любят и уважают рассветовцы.