Кто её совершил
Сегодня, 7 ноября, исполняется 100 лет с того дня, когда в России произошла Октябрьская революция. Она явилась одним из крупнейших политических событий ХХ века. В результате революции было свергнуто Временное правительство, созданное после февральской буржуазной революции, и к власти пришло правительство, сформированное II Всероссийским съездом Советов, абсолютное большинство которого составили большевики и их союзники – левые эсэры. В ноябре 1917 года оно было поддержано и большинством Чрезвычайного съезда крестьянских депутатов.
Главными организаторами октябрьского вооруженного восстания, происходившего 7-8 ноября (25-26 октября по старому стилю), были В.И. Ленин, Л.Д. Троцкий, Я.М. Свердлов и другие революционеры. А непосредственное руководство осуществлял Военно-революционный комитет Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов. Успех восстания предопределили поддержка значительной части народа, бездействие Временного правительства, неспособность меньшевиков и правых эсеров предложить реальную альтернативу большевикам.
Как её называть
Большевики и их союзники сразу же назвали события, произошедшие в Петрограде 7-8 ноября, революцией. Уже в первый из этих дней на заседании Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов В.И. Ленин произнёс своё знаменитое: "Товарищи! Рабочая и крестьянская революция, о необходимости которой всё время говорили большевики, свершилась!"
А вскоре появилось определение "Великая Октябрьская революция" – оно было оглашено фракцией большевиков в Учредительном собрании. К концу же 1930-х годов в советской официальной политике утвердилось название "Великая Октябрьская социалистическая революция". Однако в первое десятилетие после 1917 года она нередко именовалась "Октябрьским переворотом", и это название не расценивалось как негативное, в том числе и самими большевиками. Его можно было встретить в речах и статьях В.И. Ленина, А.В. Луначарского, Д.А. Фурманова, Н.И. Бухарина, И.В. Сталина. Впоследствии, однако, слово "переворот" стало ассоциироваться с заговором и захватом власти узкой группой лиц (по аналогии с дворцовыми переворотами), и термин был изъят из официальной политики. Но после этого выражение "октябрьский переворот" стало активно употребляться теперь уже в негативном смысле – в литературе, критической по отношению к Советской власти, в эмигрантских и диссидентских кругах, а начиная с перестройки конца ХХ века – и в легальной печати.
Как она оценивается
Существует широкий спектр оценок Октябрьской революции и её последствий для России.
Для одних это была национальная катастрофа, перечеркнувшая естественный ход развития страны и приведшая к братоубийственной гражданской войне, установлению тоталитарной системы правления и отставанию от других государств. Для этих людей Октябрьская революция была путчем, который силой навязала пассивному обществу кучка заговорщиков, не имевших какой-либо реальной опоры в обществе.
Для других Октябрьская революция – величайшее прогрессивное событие в истории человечества, оказавшее огромное влияние на весь мир, а России позволившее выбрать некапиталистический путь развития, вырвать её из вековой отсталости, обеспечить невиданные ранее темпы развития экономики, науки, промышленности и сельского хозяйства. Согласно советской историографии, Октябрь 1917 года был исторически предопределён, стал неизбежным началом пути, по которому сознательно пошли народные массы под руководством большевиков.
Между этими крайними точками зрения есть и широкий спектр промежуточных мнений историографов и политологов. Например: "Октябрьская революция вполне могла отвечать устремлениям народа, но реально в ней приняли участие немногие". Или: "В целом Октябрьская революция совершалась под знаком общечеловеческих ценностей и демократии, но стала утверждаться путём классового насилия." А ещё такое: "На короткий, но решающий момент (конец 1917 года) выступление большевиков, находившихся в меньшинстве, совпало со стремлениями большинства, и слились воедино государственный переворот и социальная революция, перед тем как разойтись потом на десятилетия…"
Но так думают, так оценивают Октябрьскую революцию политологи и историки. У простых же смертных людей, которых в России всегда было большинство, и которые, как правило, совсем немного интересовались политикой, Октябрьская революция, день 7 ноября в течение многих десятилетий советского периода связывались не с какими-то их названиями и оценками, а с хорошим, добрым праздником, называвшимся в народе – Октябрьская.
Как её отмечали
Советская система, где всё делалось под зорким оком Коммунистической партии, умела организовывать и отмечать такие праздники, как Октябрьская.
Всегда 7 ноября было дополнительным выходным днём, а это уже праздник. В последние десятилетия существования СССР к 7-му добавлялось и 8-е. Праздничный вид перед Октябрьской приобретали улицы райцентра и других населённых пунктов – они украшались красными флагами и транспарантами, славящими руководство страны, советский народ и призывающими добиваться новых успехов. Причём флаги вывешивались не только на учреждениях, но и на жилых домах.
На полную катушку работали перед 7 ноября учреждения культуры. К этому дню старались подготовить хороший концерт, для чего привлекались лучшие самодеятельные артисты. Причём концерты ставились не только в райцентре, но и в сельских клубах – даже в самых отдалённых, силами местной самодеятельности. По крайней мере, так было в 60-70-е годы. А в 60-х в домах культуры и клубах района было ещё модным ставить местными силами спектакли. Актёрами в них в основном были заняты представители сельской интеллигенции, но выходили на сцену и рабочие с колхозниками, и даже школьники. Так вот, премьеры этих спектаклей старались приурочивать тоже к Октябрьской. Ну а перед спектаклем или концертом, когда зрительный зал заполнялся до отказа, был доклад, посвящённый Великой Октябрьской социалистической революции. Выступали же с ним авторитетнейшие на селе люди – как правило, снова из интеллигенции, из учителей. В Ульянихе, например, это делала Н.И. Керзина, в Покровском – В.И. Никитин, в Никитинском – В.К. Альхименко, в Орлове – А.Я. Кудрявцева, в Коскове – А.Г. Шувалова, в Чагине – М.Ф. Френкель… И так – во всех учреждениях культуры. Зрители, сидевшие в переполненном зале, конечно же, не могли не слушать этих докладчиков, учителей своих детей, и не могли им не поверить , что Великий Октябрь и прогресс человечества неразделимы.
Изюминкой этих многолюдных мероприятий в честь Октябрьской в сельских учреждениях культуры были приёмы на сцене младших школьников в октябрята. Кто из людей старшего и среднего поколений не помнит сегодня этот сладостный миг: звучит торжественная музыка; тебя, учащегося начальной школы, вместе с твоими одноклассниками приглашают на сцену; вы выстраиваетесь в шеренгу, и вам с добрыми словами напутствий прикалывают на грудь красную звёздочку с портретом В.И. Ленина. Вы обещаете быть честными и правдивыми, слушаться взрослых, уважать их и помогать им строить счастливое общество. А из переполненного зала на вас с волнением и любовью смотрят ваши мамы… Разве такое забудешь!
Практиковался в Октябрьскую и приём в пионеры, а также мероприятия комсомольско-молодёжной направленности. То есть под руководством КПСС шло приобщение к празднику всех слоёв советского народа. И небезуспешно!
Задолго до праздника объявлялось и начиналось в его честь социалистическое соревнование тех, кто трудится. И далеко не всё в этом соревновании было так формально, как сейчас преподносится некоторыми авторами и СМИ. А уж награды за победу в нём получали действительно достойные люди и коллективы. Вот, например, кто был награждён по итогам районного трудового соперничества в честь 60-летия Октябрьской революции в 1977 году: колхоз имени Ленина (председатель А.И. Ратнов), ПМК-3 объединения "Ярославльмелиорация" (начальник Б.В. Седов), рыбозавод (директор А.М. Власов), колхоз "Сить-Покровское" ( и.о. председателя А.А. Неробов), доярка колхоза имени Ленина Н.Л. Вязанкина, телятница совхоза "Дружба" А. И. Дятлова, овцевод колхоза "Рассвет" Р.А. Федотова, свиновод колхоза "Красный Октябрь" А.И. Воронцова, механизатор колхоза имени
Ленина Н.А. Горячёв, экскаваторщик ПМК-3 В.Н. Маслов, швея-мотористка райбыткомбината Н.А. Петухова, токарь "Сельхозтехники" А.Г. Саков, мастер сырзавода С.Ф. Лапин, рыбак рыбозавода А.Н. Серков, птичница межколхозной птицефермы З.А. Ширяева и бригадир отделочников МПМК М.Ф. Пенихина. Многие в районе, конечно, помнят и знают этих людей. Они, безусловно, были достойны не только наград в честь Великого Октября, но и более высоких – государственных. И такие награды у этих людей тоже были!
Когда в домах брейтовцев появились телевизоры, 7 ноября, несмотря на многообразие праздничных дел, многие хотели обязательно посмотреть военный парад, транслировавшийся с Красной площади. И выкраивали время, и с восторгом смотрели его; а заодно – и демонстрацию трудящихся, которая начиналась в Москве сразу после парада. Была демонстрация трудящихся и в Брейтове. Правда, в 60-70-х годах её у нас, помнится, не проводили (как обстояло дело ещё раньше – не знаем).
Демонстрацию по улицам Брейтова ввела приехавшая к нам работать в первой половине 80-х годов первым секретарём райкома КПСС Н.И. Шляхова. Колонны предприятий и учреждений двигались к центральной площади Брейтова – Советской – с двух направлений: от Брейтовской школы и от предприятия дорожников. Шли под маршевую музыку, под голоса дикторов, которые рассказывали об успехах участников демонстрации, произносили праздничные призывы. Заканчивалось шествие на Советской площади. Колонны выстраивались, на трибуну поднимались члены президиума, и начинался митинг. Многие с удовольствием ходили на эту демонстрацию; конечно, может быть, не все из-за высокой политической сознательности, а чтобы пообщаться с земляками, ощутить возвышенную атмосферу праздника, действительно витавшую над колоннами.
Ещё один примечательный момент Октябрьской – накануне праздника оживлялась торговля. В магазинах, не отличавшихся изобилием товаров даже в самые благополучные 1970 годы, появлялись дефицитные продукты – зелёный горошек, сливочное масло, колбаса… Да-да, данные продукты на сельмаговских полках были тогда редкостью, но это уже тема для другого разговора.
Волею судьбы Октябрьская совпала со временем, когда по существу заканчивался сельскохозяйственный год и приходили первые морозы. Это накладывало свой, особый, приятный, отпечаток на праздник. На 7 ноября в деревнях резали скотину. Привычным было услышать такой диалог. "Когда будешь поросёнка резать?" – "Так на Октябрьскую, конечно. Когда же ещё?" Резали поросёнка, и была… "печёнка" – так называли застолье хозяев с приглашением родни. А к этому застолью женщины напекут пирогов из муки свежего урожая. Да тут ещё дети на каникулы из города приедут – вот так и превратится Октябрьская в большой семейно-родственный праздник.
Что имеем сегодня
После того, как прекратил своё существование СССР, перестал быть государственным и праздник в честь Октябрьской революции. Вскоре не стали отмечать его и на местах.
Со временем появились в России новые государственно-политические праздники – День согласия и примирения, затем – День народного единства, День России. Брейтовцы, конечно, ничего не имеют против вышеназванных праздников. Но выйдите в эти Дни на улицы райцентра и других наших населённых пунктов – где праздничная раскраска, которая была во времена Октябрьской, где государственные флаги, где транспаранты и плакаты, которые стали теперь называть по-иностранному баннерами? В Москве, мы видим, эти праздники, не с прежним, правда, размахом, но уже достаточно широко отмечаются. Проводятся некоторые мероприятия в их честь и в области. А вот на периферии этих праздников, признаемся, пока, по большому счёту, не видно. И здесь должна бы задуматься и начать действовать местная власть – раз праздник государственный, то и продвигать его в народ должна она.
Как когда-то руководимые Коммунистической партией Советского Союза Советы депутатов трудящихся организовали празднование Октябрьской.