Версия для слабовидящих |
18+
Выбрать регион

«Брейтовские новости» Газета Брейтовского муниципального района Ярославской области

152760, Ярославская область, Брейтовский район, село Брейтово, Советская пл., 1
телефон: +7 (48545) 2-11-67, 2-14-93
e-mail: breitnews@rambler.ru

Две линии

Краеведческая конференция "Родной земли минувшая судьба", состоявшаяся в малом зале районного Дома культуры, по существу венчала целый ряд прошедших в районе мероприятий, посвящённых 780-летию Ситской битвы.

Помним, гордимся

Краеведческая конфернеция "Родной земли минувшая судьба", состоявшаяся в малом зале районного Дома культуры, по существу венчала целый ряд прошедших в районе мероприятий, посвящённых 780-летию Ситской битвы. Лейтмотивом начальной части конференции, как и всех предшествовавших ей мероприятий, стало прославление героев состоявшегося в наших краях почти восемь столетий назад кровавого сражения русских с татаро-монголами, почтение памяти воинов, вставших на защиту своей Родины, подчёркивание важности подвига, совершённого нашими далёкими предками, для современных поколений – как брейтовцев, так и россиян в целом. Именно в таком ключе говорили о Ситской битве на открытии конференции глава Брейтовского района А.В. Перов и благочинный Бейтовского округа протоиерей Анатолий Денисов, отметившие, что священная память о сражении на Сити необходима и для того, чтобы воспитывать у людей патриотизм и чтобы не потерять жизненно необходимый в любом обществе духовный стержень. Этот же смысл заложен и в обращение депутатов областной Думы А.Н. Тарасенкова и О.В. Хитровой к участникам конференции, которое собравшимся в малом зале зачитала заместитель главы администрации района Е.А. Мынова.

Создан сайт, издаётся книга

Выступивший с первым докладом редактор сайта "Наш Брейтовский район" А.В. Тутариков (он же – ведущий конференции) продолжил разговор в том же направлении. Он говорил о том, что предпринимается для изучения, закрепления и развития дошедшего до нас исторического наследия о Ситской битве. В частности, Андрей Владимирович поведал краеведам, что создан специальный интернетовский сайт, на котором представлена развёрнутая картина боевых действий 1237-1238 годов, позволяющая понять предысторию сражения на Сити, проследить развитие событий тех далёких лет и сделать какие-то выводы. Каждый желающий может представить на этот сайт имеющуюся у него информацию по данной теме и высказать здесь своё мнение.

Обрадовал А.В. Тутариков собравшихся на конференцию сообщением о том, что издана и выходит в свет новая книга – "Ситская битва 1238 года: исторические и творческие заметки к 780-летию". О её содержании в предисловии издания говорится следующее: "Историки на протяжении столетий продолжают изучать события тех лет – и именно этому посвящён первый раздел книги "История". Люди творческие силой слова и силой кисти показывают значение того сражения, героизм и мужество русских воинов, трагедию и горе, пришедшие на русскую землю в начале ХIII века – об этом второй раздел книги "Творчество". На территории нескольких районов, где шли бои, остались памятные места, которые связывают с Ситской битвой. Принадлежность этих мест к сражению подтверждается раскопками, легендами, передающимися из поколения в поколение рассказами. Люди до сих пор приходят к данным местам, вспоминают события того времени – об этом третья часть книги "Памятные места". А завершает её раздел "Продолжение следует", ведь сегодня актуальной задачей является не просто сохранение памяти о Ситской битве, а превращение её в событие областного и даже государственного масштаба".

Сразу вслед за выступлением А.В. Тутарикова старшеклассницы Брейтовской школы Наталья Сухова и Марина Поварова душевно прочитали стихотворение местного поэта Алексея Муранова "Ситская битва", так же славящее героизм русских воинов и пропитанное духом патриотизма.

Однако последовавший затем доклад круто развернул разговор на конференции…

"А битвы-то не было…"

Об этом заявил известный в районе краевед Н.А. Сорокин, ранее опубликовавший в газете "Брейтовские новости" большой очерк, утверждающий, что не было на Руси и татаро-монгольского ига. А здесь он констатировал, что в период с декабря 1237 года по апрель 1238 года ситского сражения, по крайней мере – в том виде, в каком его представляет общепринятая историческая версия, просто не могло быть.

Заявление Николая Алексеевича основано не на эмоциях и не на голословии. Оно базируется на цифрах и фактах, взятых из книги писателя Владимира Филиппова "Батыево нашествие. Как очерняют нашу историю", которые краевед сопоставил, проанализировал и пришёл к определённым выводам. Все эти выводы можно объединить одним словом – "нереально". Нереально было 30-тысячному монгольскому войску сосредоточиться сразу в одном месте, так как каждый воин имел три коня (вьючный, ездовой и боевой, а всего получается – около 100 тысяч лошадей), и, двигаясь по узкому пространству реки, эта громадная армия растянулась бы, если подсчитать, на 150– 200 километров. Нереально прокормить этих 100 тысяч коней (не говоря уже о людях) – лошадям требуется 1200 тонн фуража ежедневно. Где его взять во враждебных краях? За войском должен следовать обоз, который, по подсчётам, растянется на 72 километра. Это, считает краевед, тоже всё нереально. А всего Н.А. Сорокин приводит около десятка таких нереальностей. И делает последний вывод: непротиворечивой картины победоносного татаро-монгольского похода по ситскому краю не получается.

"Платон мой друг, но истина дороже"

Н.А. Сорокин оказался в этот день не единственным докладчиком, опровергавшим сложившееся в обществе на протяжении многих лет представление о некоторых эпизодах истории нашего края. Некоузский краевед, заведующий Правдинским музеем ситского быта В.М. Жолудев в своём выступлении подверг сомнению реальную историческую основу некоторых, связанных с Ситской битвой, народных преданий, указал на явную несостоятельность отдельных из них. "Платон мой друг, но истина дороже", – такими словами древних объяснил свой подход в изучении и трактовке данной темы Владимир Михайлович. (Заметим, то, что сама Ситская битва была, он всё же не отрицает).

Для исследования некоузский краевед взял народные предания, от которых якобы пошли названия некоторых селений, расположенных на Сити. Например, деревни Раково. По народному преданию, когда татары ворвались в это селение, они отрубили всем его жителям и захваченным в плен русским воинам руки и ноги, а затем заставили их вползать в церковь, которую потом сожгли вместе с людьми. Оставшиеся в живых, гласит народная молва, в память об этом нарекли селение Роковым (от слова "рок"). Со временем Роково превратилось в Раково. Однако в результате исследовательской работы, основанной на изучении архивных источников, В.М. Жолудев докопался, что название деревне дано вовсе не от слова "рок", а от фамилии Раков – был такой в конце ХVI века владелец здешней вотчины, являвшийся и хозяином селения. Та же история – с деревней Бабья Гора: не русские женщины, вышедшие на битву с татарами вместо погибших мужей, увековечены в её названии, а человек, носивший древне-русское личное мужское имя Баба. А село Станилово, по словам В.М. Жолудева, названо не в честь располагавшегося здесь стана княжеского войска, а тоже от личного мужского имени Станила (Станило). Вот такие, обескуражившие собравшихся на конференцию, сведения огласил в своём докладе некоузский краевед.

Неправда, не согласны!

Во время докладов Н.А. Сорокина и В.М. Жолудева, впрочем как и в ходе выступления ещё одного краеведа – А.Ю. Груничева, сообщившего (также опираясь на документальные материалы), что в ситском крае бесполезно искать легендарный град Китеж – его здесь просто не может быть, в зале, конечно, не звучали аплодисменты. Напротив, время от времени слышался недовольный ропоток. А заканчивались доклады – раздавались возражения: сказанное – неправда, мы не согласны с этим.

Сразу же после доклада Н.А. Сорокина слово попросил духовный лидер Брейтовского района протоиерей Анатолий Денисов. Замечено, что он всегда очень уважает чужое мнение и, как правило, старается не вступать с кем-либо в публичный спор. Однако здесь не промолчал. А сказал, что самый лучший хранитель истории – это бумага, книги; но за восемь столетий многие из них утрачены, а некоторые, по политическим соображениям, сожжены; однако не сожжены церковные, богослужебные книги. И мои руки, отметил отец Анатолий, держали такую книгу ХVI века, где ясно написано о Ситской битве. То есть сомнений в том, что она была, даже возникать не должно.

А некоузцу В.М. Жолудеву возразил краевед из Прозорова А.А. Муранов, чьи патриотические стихи о Ситской битве прозвучали до этого на конференции. Вот что он, в качестве комментария к докладу, подвергнувшему сомнению реальную историческую основу народных преданий, сказал: "Если хочешь разрушить империю – разрушь её святыни. Не трогайте наши святыни!" А в дарственной надписи на книге "Времён минувших памятные вехи", которую Алексей Александрович подарил на конференции Владимиру Михайловичу, прозоровец явно не без глубокого смысла вывел: "На память о том, что нам дорого!"

А что дальше?

Так вот и шла эта конференция, имея в своей сути две линии, два мнения по одному и тому же, главному, вопросу – одни прославляли Ситскую битву и её героев, другие отрицали её и то, что с нею связано. Правда, первая линия, без сомнения, преобладала.

К тому, о чём было рассказано выше, здесь добавилось прочитанное с выражением восьмиклассницей Брейтовской школы Инной Смирновой стихотворение Николая Рубцова "Видение на холме", наполненное любовью к России и косвенно подтверждающее разорительный поход Батыя на Русь. Сюда же можно отнести и показанный участникам конференции видеофильм "Память о минувшем" (режиссёр Александр Груничев). Учащаяся Брейтовской школы Наталья Сухова выступила с докладом "Из глубины веков: предания, легенды, связанные с Ситской битвой". И как будто не слышала девушка выступавшего до неё В.М. Жолудева – народные предания и легенды она излагала, чувствовалось, с искренней верой в их реальность и правдивость.

Да и ведущий конференции, соблюдая тактичность и демонстрируя уважение ко всем выступавшим, придерживался всё же, было заметно, первой линии. Это подтвердил и его доклад, посвящённый тому, как сейчас использовать наследие Ситской битвы, что делать дальше. А работать А.В. Тутариков предложил в трёх направлениях. Первое – история и краеведение; здесь ещё очень много белых пятен, и они требуют изучения. Второе – привлечение туристов; и не просто для их развлечения, а чтобы они могли здесь что-то увидеть (а это что-то надо создать), сделать выводы и рассказать об увиденном детям. Третье направление – сохранение памяти о героях Ситской битвы. Второе и третье направления выдвигают задачу благоустройства связанных с ситским сражением памятных мест. В одном только Брейтовском районе таких мест около десятка. И все их надо благоустроить, чтобы можно было привезти сюда туристов, а главное – отдать дань памяти воинам-героям.

Ну а как быть дальше с двумя возникшими линиями в истории Ситской битвы? Мы думаем, в сложившейся ситуации правильным будет продолжить исследовательскую и краеведческую

работу по каждой из них. И, уверены, настойчивость здесь обязательно будет вознаграждена новыми интересными историческими находками, которые позволят сделать какие-то выводы, а, возможно, даже пересмотреть прежние представления. Ну а организаторы состоявшейся конференции –

сотрудники централизованной библиотечной системы – непременно предоставят возможность рассказать об этих находках и выводах, в полном объёме, на следующих краеведческих мероприятиях.

Автор: Николай Мурашов

По этой теме:

Лайкнуть:

Версия для печати | Комментировать | Количество просмотров: 536

Поделиться:

ОБСУЖДЕНИЕ ВКОНТАКТЕ
МНОГИМ ПОНРАВИЛОСЬ
НародныйВопрос.рф Бесплатная юридическая помощь
При реализации проекта НародныйВопрос.рф используются средства государственной поддержки, выделенные в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 No 79-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом ИСЭПИ
ПОПУЛЯРНОЕ
Яндекс.Метрика