Николай Иванович Соколов из Никитинского был почти ровесником района – родился на следующий год после его образования в 1930-м в деревне Большая Новинка. Семья являлась многодетной: кроме него, в ней имелось ещё 4 сына и дочь.
Николай Иванович Соколов из Никитинского был почти ровесником района – родился на следующий год после его образования в 1930-м в деревне Большая Новинка. Семья являлась многодетной: кроме него, в ней имелось ещё 4 сына и дочь.
Его детство проходило в тяжёлые для страны времена – предвоенные и военные годы. Поэтому он рано познал, что такое крестьянский труд. В Великую Отечественную пришлось работать в колхозе наравне со взрослыми, поскольку мужчины ушли на защиту Родины. А в 15-летнем возрасте уже трудился на лесозаготовках.
Хорошую мужскую закалку Н.И. Соколов получил в армии. Вначале он попал на Дальний Восток (до Владивостока от Ярославля новобранцев везли 42 дня по железной дороге). Затем его вместе с другими солдатами отправили в Китай – в Порт-Артур. В то время в Корее шла война, и советских солдат нередко на катерах вывозили на её берега. Участвовать в боевых действиях не довелось, но морские пехотинцы, среди которых находился и Николай Иванович, к ним были готовы – у каждого имелся автомат и 2 магазина с боевыми патронами. Заключительную часть срочной он проходил снова во Владивостоке. Там выучился на шофёра. Домой возвратился, имея данную специальность. Было это в 1954 году.
Водители на селе тогда уже требовались. И в 1955 году бывшего солдата пригласили на работу в колхоз "Ленинский путь", центральная усадьба которого располагалась в Никитинском. Вскоре Н.И. Соколов перевёз сюда и свою семью. Дали ему грузовую машину ГАЗ-51. На ней перевозил продукцию сельского хозяйства, строительные материалы и многое другое. Совершал и дальние поездки, в частности – до Ярославля.
Когда "Ленинский путь" вошёл в состав соседнего колхоза "Память Ленина", Николай Иванович продолжил шофёрскую деятельность в нём. Там ему доверили молоковоз. На нём он ездил по деревням, где имелись молочно-товарные фермы, собирал продукцию и доставлял её в Брейтово на сырзавод. Зачастую в пастбищный период делать это доводилось дважды в день – утром и в обед, поскольку в хозяйстве имелось более десятка МТФ, и молока производилось немало. Дорога до райцентра весной, осенью, а также после сильных дождей становилась труднопроезжей, машина буксовала, но опытный водитель по грязи и болотам вёз продукцию, зная: её надо доставить своевременно, чтобы она не испортилась по пути. Неоднократно маршрут движения из Ульянихи в Брейтово пролегал через Новый Некоуз и Шестихино, поскольку напрямую до райцентра проехать не представлялось возможным из-за ужасного состояния дороги.
Машину Н.И. Соколов любил, обращался с ней по-хозяйски, как с собственной. Своевременно проводил технические осмотры; не выезжал в рейс, пока не устранит даже малейшую неисправность.
Николай Иванович был человеком общительным, отзывчивым. Скольким жителям он помог, довезя их до больницы или по другим неотложным делам в районный центр, когда не ходил рейсовый автобус! Это сейчас нет проблем – в Ульянихе имеется немало частных легковых автомобилей, да и такси всегда можно вызвать. А тогда этого не было, и часто у людей надежда была только на попутку.
Словоохотливый, он мог поддержать разговор на разные темы; любил пошутить. Его говор походил на городской – часто проскальзывало "аканье"...
Теперь всё это в прошлом. В конце нынешней весны после болезни Н.И. Соколов умер, 9 июля исполнится 40 дней после смерти.
Он был одним из последних жителей Никитинского. И только прошедшую зиму, уехал из этой деревни, жил в Ножовниках, поближе к сыну, который находится в райцентре.
Владимир Павлов.