Третий год традиционная районная августовская педагогическая конференция проходит в новом формате и, на мой взгляд, получается с каждым разом всё интересней. И нынче её программа была насыщена и разнообразна. В течение четырёх с лишним часов тема мероприятия, проходившего на базе Брейтовской школы, – "Профессиональное становление и развитие педагогических кадров в системе образования Брейтовского МР" – была раскрыта на пленарном заседании, а также на последовавшими за ним муниципальной выставке-ярмарке актуального педагогического опыта и педсовете.
Пленарное заседание
В празднично оформленном актовом зале учебного учреждения собрались нарядные и оживлённые педагоги из школ, детских садов, учреждений дополнительного образования; районное руководство.
Первыми на сцену вышли учителя Брейтовской школы, подарившие участникам конференции праздничное настроение чудесным исполнением песни "Учительский вальс". А затем всех поприветствовала начальник управления образования администрации района С.А. Тюрикова, надолго занявшая место у микрофона. Но выступление Светланы Анатольевны не стало скучным или монотонным – её речь дополняли руководители образовательных организаций. Ниже приводим основные моменты прозвучавшего.
Не функционировать, а развиваться
Доступность дошкольного образования – значимый показатель социального климата в нашем районе. Сегодня все дети в возрасте от 1,5 до 7 лет обеспечены местами в организациях, реализующих программы этого образования, которое в районе получает 241 воспитанник. Кроме того, без очереди доступны группы кратковременного пребывания детей – на базе школ, консультационный пункт для родителей и ребят, воспитывающихся в условиях семьи, – на базе детсада "Колокольчик". Как отметила в своём выступлении его заведующая Н.С. Вишнякова, подведомственное ей учреждение предлагает родителям такие формы дошкольного образования, которые востребованы и эффективны.
По словам С.А. Тюриковой, в условиях реализации Стандарта дошкольного образования необходим переход из режима функционирования в режим развития; понятие "качество образования" не сводится только к обученности воспитанников, набору ими знаний и навыков, а связывается с понятием "социальное благополучие, защищённость".
В связи с этим, сопровождение дошкольников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) помимо воспитания и обучения, включает в себя обеспечение
успешной социализации, сохранение здоровья, коррекцию нарушений. Об опыте работы в данном направлении собравшимся рассказала заведующая детсадом "Улыбка" С.А. Данилова.
Об итоговой аттестации
Показателем эффективности общего образования является многоуровневая система оценки его качества. Первая и самая важная процедура этой системы – государственная итоговая аттестация. В этом году работал один пункт проведения экзамена на базе Брейтовской школы. С.А. Тюрикова отметила слаженную, добросовестную работу по организации и проведению государственной итоговой аттестации руководителей этого пункта Г.А. Ермаковой и О.А. Беляевой, директоров и педагогов школ – экзамены в нашем районе прошли без замечаний.
Их сдавал 21 одиннадцатиклассник. Традиционно высокие результаты показали выпускники на ЕГЭ по русскому языку, где средний балл 75,1 – пусть незначительно, но выше областного показателя (73,6). Экзамены ещё по восьми предметам школьники сдавали по выбору. По четырём из них – обществознанию, истории, литературе и немецкому языку – средний балл также превышает региональный, а вот по математике (профильный уровень), которую выбрало 38 процентов выпускников, средний балл 33,7 – почти на 18 процентов ниже областного.
Вторая важная составляющая системы оценки качества – государственная итоговая аттестация выпускников 9-х классов. Экзамены здесь сдали все 64 девятиклассника причём трое – с отличием. Между тем, 7 человек сдавали экзамены повторно, что, по словам С.А. Тюриковой, заставляет обратить более пристальное внимание на качество обучения в основной школе.
Но отрадно, что более 33 процентов обучавшихся закончили учебный год на "4" и "5".
Внедряется стратовое обучение
Школы ищут пути повышения качества образования и удовлетворения социального заказа со стороны учащихся и родителей. С новыми, внедряемыми в Брейтовской школе технологиями, участников конференции познакомила директор этого учреждения образования И.А. Чекмарёва, рассказавшая, что в нынешнем учебном году в 5 классе по математике и в 10 классе по химии, биологии и обществознанию внедряется технология стратового обучения. Она заключается в том, что при сохранении основных структурных единиц (классов) все десятиклассники (и пятиклассники) разделены на несколько "страт" (групп, объединённых по способу усвоения и переработке информации) по каждому из выделенных предметов. Так, например, первая страта комплектуется, прежде всего, из школьников с высоким уровнем учебных возможностей и высокими показателями учебной успешности. В неё возможно включение учащихся и со средними учебными возможностями, но с достаточно сильной мотивацией обучения и высоким уровнем развития познавательного интереса к предмету.
Каждый предмет преподаётся во всех стратах по единой программе, но с различной глубиной и скоростью освоения материала; уровень сложности заданий, предлагаемых учащимся, также существенно различается. Каждая четверть и учебный год завершаются общей итоговой работой, оценки на которой выставляются по единым требованиям. Подробная информация о данной технологии размещена на сайте Брейтовской школы.
Для детей с ОВЗ
В районе сформирована система обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, включающая интегрированные и специальные классы, в которых созданы условия для получения образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации. В итоговой аттестации 2017-2018 учебного года, которая проводилась в форме государственного выпускного экзамена, участвовали 7 человек с ОВЗ. Все они успешно сдали экзамен и получили аттестаты об основном общем образовании.
О психолого-педагогической помощи обучающимся и воспитанникам, испытывающим трудности в освоении программ, рассказала педагог-психолог Брейтовской школы О.С. Ухова.
Что интересно ребёнку
С 1 января 2018 года Ярославская область является одним из 20 субъектов РФ, а Брейтовский район
– одним из 10 муниципальных образований региона, внедряющих систему персонифицированного финансирования дополнительного образования детей: государство закрепляет свои обязательства по оплате кружков и секций, в которых, прежде всего, заинтересован сам ребёнок. Около 70 юных брейтовцев в возрасте от 5 до 18 лет смогут обучаться бесплатно по программам дополнительного образования; правда, выбрать можно не более трёх.
Из "Зелёного дома" – в колледж
Немаловажной является допрофессиональная подготовка школьников по лесоводству, осуществлямая в Прозоровской школе. 10 лет там функционирует школьное лесничество "Зелёный дом", о деятельности которого рассказала руководитель объединения О.А. Беляева. Особо Ольга Анатольевна отметила успехи юных лесоводов на региональных и всероссийских конкурсах, их просветительскую природоохранную работу среди населения, а также тот факт, что ежегодно выпускники школы поступают в Рыбинский лесотехнический колледж – нынче три члена "Зелёного дома" стали студентами данного учебного учреждения.
"Удачно вложенные деньги!"
С большим вниманием и интересом собравшиеся слушали и ещё одного докладчика – председателя районной профсоюзной организации работников образования И.М. Шмагину. Ирина Михайловна посетовала, что всего 56 процентов от числа работающих в учреждениях образования состоят в профсоюзе, и привела немало доводов в пользу членства в нём: защита трудовых прав работников, бесплатная юридическая помощь, льготные путёвки на лечение и отдых, много других преимуществ. А закончила свою речь так: "Чем вы рискуете, вступив в профсоюз? Одним процентом? Это не риск – это удачно вложенные деньги!".
Готовясь к учебному году
В 2018 году на проведение ремонтных работ, совершенствование материально-технической базы школ и детских садов израсходовано 2405 тысяч рублей средств областного бюджета, 791 тысяча рублей – денег местного бюджета. Особо С.А. Тюрикова отметила проведённые по губернаторской программе "Решаем вместе!" капитальные ремонты в Прозоровской школе и детском саду "Улыбка". За счёт средств районного бюджета выполнены работы по предписаниям контрольно-надзорных органов, а также с целью предотвращения и устранения последствий аварийных ситуаций.
Повышается мастерство педагогов
В 2017-2018 учебном году прошли обучение по программам повышения квалификации 43 человека, в том числе обучены на базе района без отрыва от работы 33 педагога. Задачу роста педагогического мастерства решают и муниципальные этапы профессиональных Всероссийских конкурсов "Учитель года" и "Воспитатель года России". Первый из них проводился в районе в 20-й раз с 1991 года; в нём приняли участие 3 педагога: Л.Н. Лебедева (Покрово-Ситская школа), Т.А. Аверьянова (Прозоровская школа) и С.В. Тряпицына (Брейтовская школа). Победитель муниципального этапа 2017 года учитель Брейтовской школы О.С. Бисева достойно представила наш район на областном конкурсе. В "Воспитателе года России", ставшем межмуниципальным, участвовали Е.Г. Морозова (детсад "Улыбка"), А.В. Козлова (детсад "Колокольчик") и
В.А. Лебедева (Прозоровская школа).
Важно отметить, что подготовка и участие в конкурсных испытаниях способствует совершенствованию мастерства педагога.
Молодые специалисты
Как отметила С.А. Тюрикова, обеспеченность педагогическими кадрами в нашем районе, на первый взгляд, неплохая, однако во многих школах существуют вакансии, медленно происходит смена поколений. Управление образования и руководители учреждений в течение последних лет проводят целенаправленную работу по привлечению в школы новых педагогов. И в нынешнем учебном году в образовательные учреждения района пришли работать 6 молодых специалистов, которые под приветственные аплодисменты участников конференции поднялись на сцену. Новоиспечённых работников – бухгалтера Брейтовской школы Е.И. Белову, учителей начальных классов этого учебного учреждения Е.В. Ерошину и Ю.С. Курлышову, учителей физкультуры Гореловской и Прозоровской школ Д.А. Лёзова и М.А. Полякова соответственно, учителя хореографии Брейтовской школы А.М. Савельеву – поздравил глава района А.В. Перов.
С.А. Тюрикова рекомендовала руководителям образовательных организаций прогнозировать потребность в кадрах и осуществлять подбор будущих специалистов из числа талантливых выпускников с последующим их обучением по целевому направлению, а также продолжать работу по возрождению наставничества.
Поздравления и награждения
Пленарное заседание продолжилось чередой поздравлений и награждений. Место у микрофона заняли начальник отдела развития общего образования департамента образования Ярославской области Н.Н. Лобанова и директор Центра оценки и контроля качества образования В.И. Молодцова. После их кратких выступлений Нелли Николаевна вручила брейтовским педагогам награды. Грамотами областного департамента образования отмечены учитель истории О.А. Белоус и учитель начальных классов Л.Н. Лебедева (обе – Покрово-Ситская школа); учитель начальных классов И.В. Скучилова, учитель технологии А.В. Белова, учитель немецкого языка С.А. Фунтова и педагог-психолог О.С. Ухова (все – Брейтовская школа); воспитатели Г.А. Доронина и В.А. Лебедева (обе – Прозоровская школа), Ю.А. Смирнова (Гореловская школа), Е.Г. Морозова и Е.В. Огаркова (обе – детсад "Улыбка"). А замдиректору Брейтовской школы Е.И. Струбиной вручена благодарность департамента образования – за многолетний плодотворный труд и личный вклад в организацию и проведение государственной итоговой аттестации.
По сложившейся традиции на августовской конференции проводили на заслуженный отдых ветеранов педагогического труда – воспитателя Л.А. Балуёву, учителей Н.Н. Брылёву и Н.М. Быстрову (все – из Брейтовской школы) и воспитателя Л.В. Климину (детсад "Улыбка"), а также главного бухгалтера Брейтовской школы Л.В. Барышеву. Им глава района А.В. Перов вручил свои благодарственные письма.
Не остались в стороне от конференции глава администрации Брейтовского сельского поселения А.С. Кощеев и глава Прозоровского сельского поселения В.Н. Смирнов, благочинный Брейтовского округа протоиерей Анатолий Денисов, поздравившие работников образования и высказавшие им слова признательности за труд. Минутой молчания собравшиеся почтили память своих погибших земляков – учителя Прозоровской школы Евгения Александровича Борзова и его брата Михаила Александровича Борзова.
А в заключение заседания С.А. Тюрикова пожелала педагогам, чтобы новый учебный год стал годом исполнения поставленных задач, творческих свершений, целенаправленной работы в соответствии с выбранными приоритетами.
Выставка-ярмарка актуального опыта
Во второй части августовской конференции на семи секциях в форме мастер-классов, творческих отчётов, практических занятий, дебатов был представлен опыт работы 18 педагогов: учителей и воспитателей, руководителей и работников дополнительного образования. На двух секциях, которые назывались "Грани профессионализма", своим опытом с участниками конференции делились педагоги высшей и первой квалификационных категорий, на третьей – "Достижения молодых" – собственные наработки демонстрировали начинающие педагоги со стажем работы до 10 лет. Секция "Использование инклюзивных технологий для обучения детей с ОВЗ" была посвящена особенностям работы с воспитанниками с ограниченными возможностями здоровья, а "Воспитание со всех сторон" – раскрывала формы и методы получения неформального образования (здесь рассказывалось о семейно-родительском клубе "Додошкалёнок" детсада "Колокольчик", "Школе лидеров" Брейтовской школы и другом). На секции "Современный урок (занятие) по ФГОС" речь шла о применении учителями различных технологий. Мы же побывали на седьмой секции, где проходили дебаты на тему "Молодым везде у нас дорога?". Каждая из двух немногочисленных групп молодых педагогов отстаивала свою точку зрения, и более аргументировано это делали противники утверждения, что молодым везде у нас дорога. Но, тем не менее, в результате прений участники высказали мнение, что в сельской местности больше возможностей для трудоустройства молодых специалистов, чем в городе. Но, думаю, многие брейтовцы могут с этим выводом поспорить…
Педсовет
Заключительной частью конференции стал педсовет на тему "Развитие педагогических кадров: проблемы и перспективы", который проводили учителя Брейтовской школы М.В. Воронова и Н.В. Касаткина. Сначала каждый из присутствовавших сформулировал на этом мероприятии по три проблемы, влияющие на развитие кадрового потенциала в образовании, а затем, обсудив предложения в группах, высказали их вслух. Самой наболевшей оказалась зарплата, в том числе – её размер, несоответствие объёму выполняемой работы, разница в оплате по регионам. А вот старение кадров наших педагогов волнует меньше всего – наверное, в связи с пенсионной реформой…
* * *
По отзывам участников августовской конференции, мероприятие было разноплановым и интересным и доставило немало приятных минут как его участникам, так и гостям.