Юные жители нашего района – ученицы Брейтовской школы Карина Зорина и Алина Князева, учащиеся Покрово-Ситской школы Илья Шепелев и Кристина Соколова, ставшие победителями и призёрами муниципального этапа Всероссийского конкурса "Юннат", – приняли участие в его региональном этапе, который проходил в Ярославле. Помимо них, в нём с результатами своей учебно-опытнической и практической работы в области растениеводства и животноводства выступили 60 учащихся из Рыбинска и Ярославля, а также из Гаврилов-Ямского, Мышкинского, Даниловского, Пошехонского, Ростовского, Рыбинского, Тутаевского, Угличского и Ярославского районов области.
Трое наших ребят проводили учебно-опытнические работы впервые, и с областного этапа "Юнната" привезли только свидетельства участников и памятные медали. А вот десятиклассница Карина Зорина исследованием картофеля занимается три сезона, и среди четырёх соперников 14-18 лет в своей номинации "Овощеводство" она стала победителем. Девушка награждена дипломом оргкомитета I степени, памятными статуэткой и медалью.
Обычный, но неизведанный картофель
Два с половиной года назад заняться изучением способов выращивания картофеля Карине Зориной предложила учитель химии и биологии Брейтовской школы Н.В. Касаткина, и девушка охотно согласилась.
– Мне очень понравилось это увлекательное занятие, – делится она впечатлениями. – Вместе с Натальей Викторовной мы посеяли биологические семена (из ягод с картофельной ботвы) приобретённых новых российских сортов "дева", "триумф" и гибрида "лада", ещё не внесённых в Госреестр допущенных к использованию в России. Выращивали их в теплице рассадным способом с последующей высадкой в открытый грунт. Это очень трудоёмкий процесс, так как всходы картофеля требуют тщательного ухода, да и от посева до получения качественного посадочного материала должен пройти не один год. В итоге – после полуторалетней работы получили собственные мини-клубни.
Результаты учебно-опытнической деятельности нашли отражение в работе прошлого года "Выращивание картофеля из биологических семян. Изучение наследования признаков вегетативного гибрида при половом размножении". С ней Карина стала победительницей в номинации "Полеводство" районного этапа "Юнната", а также выступала на межмуниципальной научно-практической конференции "Морозовские чтения" в Борке.
– В этом сезоне мы выбрали другую тему – "Сортоиспытание картофеля", в которой использовали полученные миниклубни отечественных "девы", "триумфа" и "лады", – продолжает рассказ Карина. – Кроме них, через интернет-магазин выписали клубни голландских сортов "гала" и "импала". Целью опыта было изучение урожайности и сравнение сортов картофеля российской и иностранной селекции, поэтому мы их высадили в один срок на учебно-опытническом участке школы, разделив его на пять делянок, где и разместили клубни. В течение всего лета наблюдали за растениями, описывали их морфологические признаки; просчитали урожайность, определили содержание крахмала, оценили вкусовые качества картофеля пяти сортов и, конечно, сделали выводы. Сорта голландской селекции показали значительно более высокую урожайность и хорошие вкусовые качества, их рекомендуется использовать для получения раннего урожая – на еду клубни этих сортов можно копать уже через 45-60 дней после появления всходов; на хранение – через 70-80 дней. Благодаря скороспелости, "гала", "импала" и "дева" уходят от фитофтороза, "лада" имеет красивый внешний вид.
Работа Карины Зориной имеет большое практическое значение. Ведь задача введения в севооборот новых сортов картофеля актуальна для овощеводов-любителей, так как предоставляет возможность получить более высокий урожай с той же площади и разнообразные по назначению и вкусовым качествам клубни. Поэтому неслучайно учебно-опытнические исследования брейтовчанки заслужили высокие оценки жюри регионального этапа "Юнната".
– Перед выступлением я сильно волновалась, ведь Наталья Викторовна не смогла поехать на конкурс, – вспоминает девушка. – После доклада задавали много вопросов, ответить на которые очень помогли консультации руководителя, которые она мне дала перед поездкой. Если честно, не ожидала, что стану победителем. Буду заниматься картофелем и дальше – ведь этот с виду обычный овощ таит в себе много для меня неизвестного, что очень интересно узнавать, а полученные знания применять на своём приусадебном участке.
Мнение педагога
Научный руководитель Карины Зориной Н.В. Касаткина в школе работает более 30 лет и за это время воспитала не одно поколение юных натуралистов.
– Как я помню, конкурс "Юннат" был всегда, и мы ежегодно, причём последние лет десять – небезуспешно, принимаем участие в его районных и региональных этапах, – говорит Наталья Викторовна. – Так, в 2014 году Мария Кокарева заняла в области первое место в номинации "Овощеводство" с проектом "Определение плотности клубней картофеля, полученных путём вегетативной гибридизации". С этой работой, посвящённой определению количества крахмала, нас пригласили на Всероссийский этап, где Мария, правда, не вошла в число призёров, но по рейтингу стала пятой при двенадцати участниках. А начинала у нас работать с картофелем по получению гибридов и проводить опыты по выращиванию сорта "удача" резаными клубнями Екатерина Смирнова. До неё исследовательской деятельностью занимались Кристина Шумилова, Юлия Короткова, Анастасия Целикова, Анна Комина. Последние трое работали по теме "Сортоизучение гибридов огурцов", готовили проект по увеличению посевной площади школьной теплицы путём выращивания растений в мешках, в ящиках, способом вертикальной посадки.
В настоящее время есть идея продолжить с Кариной Зориной опыты по теме прошлого года, – девушка проявляет к занятиям большой интерес, занимается исследованиями с желанием.
По признанию Натальи Викторовны, задача педагога – выявлять и поддерживать школьников, интересующихся учебно-опытнической и практической работой в области сельскохозяйственного производства, помогать им в овладении технологиями выращивания экологически чистой продукции.
– Ведь не все дети трудятся с родителями на приусадебных участках, а занятия в школе дают основные навыки выращивания различных культур, ребята осваивают приёмы агротехники, у них появляется интерес к сельхозтруду, понимание, что проводить опыты и исследования может каждый, – продолжает учитель. – С учебной точки зрения, в условиях внедрения ФГОС (федеральных государственных образовательных стандартов) обучение детей приёмам исследовательской и проектной деятельности также имеет большое значение, а для сельских школьников – особенно.
Педагог с сожалением констатирует, что в последние годы в "Юннате" становится всё меньше участников, особенно – в старшей возрастной группе.
– Причина этого, думаю, в том, что очень сильно повысились требования к работам, – отмечает Наталья Викторовна. – Раньше как было? Поставил опыт, описал, рассказал. Сейчас готовим учебно-опытнические проекты, к которым предъявляются очень серьёзные требования.
Объекты исследования – редька, томаты, капуста
Действительно, если оглядываться назад, то количество участников конкурса "Юннат", в том числе – и его районного этапа, сокращается. Если раньше юных натуралистов набирались десятки, то нынче, как и в прошлом году, в актовом зале Брейтовской школы выступили всего 4 человека. Темы их докладов были разнообразны и заслужили одобрение членов жюри: владельца ЛПХ из Рогозина Н.А. Князева, ведущего специалиста по растениеводству Брейтовского информационно-консультационного центра Е.А. Смирновой и директора ЦДОд Г.В. Ерошиной.
Ученик 6-го класса Покрово-Ситской школы Илья Шепелев объектом для своего исследования выбрал редьку, о полезных свойствах которой узнал прошлой зимой, во время болезни; и после этого решил выяснить, какие сорта этого овоща лучше всего подходят для выращивания в нашей местности. За помощью Илья обратился к бабушке – учителю химии Г.А. Донскеевой. Под её руководством на приусадебном участке он посадил три сорта этого корнеплода – "зимнюю круглую чёрную", "цилиндру" и "маргеланскую китайскую или лобо". С июля по сентябрь он наблюдал за ростом и развитием растений, выполнял работы по уходу за ними, делая записи, а затем провёл учёт урожая редьки каждого сорта. Вся она уродилась на славу, но лучше всех выросла "маргеланская", урожайность которой составила 9,9 килограмма с квадратного метра.
Интересным было выступление ученицы 4-го класса также Покрово-Ситской школы Кристины Соколовой, проделавшей под руководством учителя начальных классов Л.Н. Лебедевой учебно-опытническую работу "Изучение влияния различных условий выращивания томатов на их урожайность". Для испытаний был выбран "леопольд F1", в конце мая выращенную рассаду высадили в огород. Один томат определили в теплицу, второй – в открытый грунт под ведро без дна, третий посадили вверх корнями в ведро и тоже поместили в теплицу. Последний способ требует минимальных физических затрат: не нужно копать гряды и рыхлить землю, подвязывать растение и полоть сорняки. Но проделанная работа показала, что посаженный таким образом томат быстро гибнет из-за недостатка влаги, которая не задерживается, и урожай минимален – он составил 750 граммов. С томата, выращенного в открытом грунте, Кристина собрала 3,8 килограмма овощей – на нём рано появилась фитофтора. А вот в теплице помидоры порадовали своим обилием – 6,25 килограмма с куста. Именно последний способ выращивания томатов, по мнению докладчицы, лучше всего подходит для нашей местности. Н.А. Князев опыт покровской школьницы назвал чудесным и посоветовал в будущем попробовать для сажаемых вверх корнями растений применять капельное орошение.
"Изучение особенностей выращивания и использования различных биологических разновидностей капусты" – такую тему учебно-опытнической работы выбрала ученица 6-го класса Брейтовской школы Алина Князева, выполнив её под руководством учителя биологии М.В. Вороновой. Для наблюдения на огороде были посажены выращенные рассадным способом кочанная, савойская, цветная, брюссельская, пекинская, китайская капуста, кольраби. Алина ухаживала за растениями: поливала, подкармливала, рыхлила, некоторые виды окучивала, защищала от вредителей, причём – не ядохимикатами, а зольно-мыльным раствором. Уборка урожая проводилась по мере созревания съедобных частей. И по итогам опыта был сделан вывод, что богатая витаминами и важными химическими элементами капуста практически всех разновидностей успешно может выращиваться в личных подсобных хозяйствах брейтовцев и использоваться как в свежем виде, так и в заготовках.
* * *
На протяжении многих лет юные брейтовские натуралисты занимаются учебно-опытнической деятельностью, изучая сорта овощей, особенности их выращивания и использования, влияние различных факторов на урожайность и качество сельхозпродукции. За каждой проделанной работой стоит наставник – учитель, прививающий ребятам интерес к урокам труда на земле, обучающий их основам исследовательской и проектной деятельности, воспитывающий будущих аграриев, способных получить богатые урожаи полезных, экологически чистых овощей.