Сулекская писаница — памятник изобразительного искусства Окуневской археологической культуры (II тысячелетие до н. э.), расположенный в долине реки Июс, в 18 км от поселка Копьёво Орджоникидзевского района Республики Хакасия.
Название писаницы произошло от улуса Сулеков, который располагался недалеко от горы в XIX веке. Народное название Сулекской писаницы "Пичиктиг-Таг" (Писаная Гора).
Первое научное описание писаницы было сделано в 1847 году, потом сюда прибыла экспедиция финского общества по изучению древностей, они работали в степях Хакасии три года — 1887—1889 годы. Рисунки писанницы, расположенные в основном на на горах Писанной и Соляной, были зарисованы с натуры художником, входящим в состав экспедиции. После финнов здесь работал исследователь петроглифов Адрианов А. В.
Сулекская писаница представляет собой скалу, сплошь покрытую тысячами рисунков. Основные сюжеты — это сцены охоты, рыцарских сражений, борьба животных, шаманские обряды. Рисунки сопровождаются текстами древнехакасского рунического письма, из которого, верхняя надпись гласит: "Вечная скала" (также Писаная или Вечная гора), то есть скала с рисунками, оставленная на вечные времена. Как памятник древней культуры Сулекские писаницы имеют не только местное, но и всемирное значение.
Самое большое количество изображений на этой горе относятся к эпохе древнекыргызского государства. Рисунки выполнены в технике гравировки — расчерченными линиями. В этой технике изображены воины на лошадях, стреляющие из лука в животных, верблюды, кусающие друг друга (на территории Хакасии разводили верблюдов вплоть до конца XIX века). Есть изображения кабанов и барсов. На одном из хорошо сохранившихся рисунков изображён человек на лошади, держащий в поднятой руке что-то вроде палицы. Есть уникальные изображения гравированными линиями — божество в трехрогом головном уборе, которое соотносится с описанием древними богини Умай.
В настоящее время Сулекская писаница является объектом культурного наследия федерального значения. Это наиболее крупный памятник на севере Хакасии. Как и большинство памятников, он постепенно разрушается. Одни из главных факторов разрушения — человек и природа.