Платим за лето по-зимнему, или как газовая компания может заставить владельцев счетчиков заплатить за поставленный газ по нормативам его потребления
Как-то в начале сентября в мой двор заглянула группа молодых людей, представившихся сотрудниками газовой компании. Показав соответствующее удостоверение, они потребовали немедленно пустить их в дом для проверки газового оборудования.
Мне, как законопослушному потребителю, скрывать от них было нечего, но столь неожиданный вечерний визит и напор вызвали в душе, скажем так, внутренний протест. Принимать в своем доме нежданных гостей я был не настроен, о чем и сообщил им в максимально вежливой форме.
Визитеры сделали вид, что мой отказ стал для них неожиданностью, и попросили меня расписаться в акте проверки, указав причину отказа. Недолго думая, я так и написал, что отказываюсь от проведения проверки в связи с тем, что не был уведомлен о ней заблаговременно или что-то в этом роде, и поставил свою подпись. На том и расстались.
Больше об этом происшествии я не вспоминал, пока не дошли до меня слухи о том, что газовики начали выставлять счета, в которых некоторым владельцам газовых счетчиков оплата за летние месяцы была пересчитана по нормативу потребления. Это коснулось как раз тех абонентов, которые, как и я, отказались от проведения проверки, или у которых в ходе проверки было обнаружено нарушение пломб на счетчике.
Неплохо придумано! И время для проверки выбрано удачно - перед началом отопительного сезона. То есть, все лето человек платил за газ сущие копейки, радуясь, что у него установлен счетчик, и вдруг ему пересчитывают оплату за это время по нормативу (то есть примерно столько, сколько он платит зимой, когда включено отопление).
Сразу хочу сказать, что ничего незаконного газовики почти не делают. Они действительно обязаны проводить такие проверки не реже 1 раза в полугодие, о чем гласит п.55 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 2008 г. N 549.
В пункте 62 указанных Правил черным по белому написано, что если абонент не допускает представителей поставщика газа для проведения проверки, это является основанием для перерасчета объема газа, поставленного этому абоненту, в соответствии с нормативами потребления. Перерасчет производится за период с момента последней проверки, но не более чем за последние 6 месяцев. Этого вполне достаточно для взимания оплаты за летние месяцы без учета показаний счетчика.
Однако газовики почему-то забывают, что в соответствии с пунктом 56 все тех же Правил поставки газа проверка проводится с предварительным уведомлением абонента о дате и времени ее проведения. Уведомление о проведении проверки направляется абоненту любым способом, обеспечивающим его получение не позднее чем за 7 дней до дня проведения проверки и позволяющим достоверно установить его получение абонентом.
То есть, недостаточно, например, предупредить абонента о предстоящей проверке по телефону или положить уведомление в почтовый ящик, как это обычно делается. Его необходимо либо вручить абоненту лично (под роспись), либо направить по почте заказным письмом с уведомлением о вручении. Причем в последнем случае проверка должна состояться не ранее, чем через 7 дней с момента вручения письма адресату (а не с момента его отправки).
Не берусь утверждать наверняка, что нарушение газовой компанией правил проведения проверки освободит абонента, не допустившего в свой дом ее представителей, от негативных последствий этого шага, но думаю, что это вполне вероятно. Однако отстаивать свою правоту придется, скорее всего, уже в суде.
Но даже если вы все-таки согласились на проведение проверки, это еще не означает, что вам не придется оплатить за лето "по зимнему тарифу". Есть еще несколько "подводных камней", хорошо известных представителям газовой компании.
Так например, поставщик газа имеет право сделать перерасчет по нормативу, если в ходе проверки выяснится, что нарушена пломба, установленная на приборе учета газа заводом-изготовителем или организацией, проводившей последнюю поверку, и пломба, установленная поставщиком газа на месте, где прибор учета газа присоединен к газопроводу (п.28 Правил).
Вполне может оказаться, что при установке (замене) счетчика пломба была установлена неправильно (не гарантирует невозможность демонтажа счетчика без нарушения целостности пломбы). Или сам абонент по неосторожности повредил ее, не придав этому значения. Также, например, некоторые пластиковые пломбы трескаются от мороза, если счетчик установлен на улице.
Поэтому при выявлении нарушения целостности пломбы абоненту лучше не ждать очередной проверки, а самому подать соответствующую заявку в газоснабжающую организацию. В этом случае время с момента последней проверки будет составлять менее полугода, а соответственно, и платить за газ по нормативу придется за меньший срок.
А. САФОНОВ, с.Воскресенское