Педагоги Е.Г. Бурдуковская и И.А. Чемусова для делегаций школьников с пятых по девятые классы подготовили урок мужества под названием "Выжил! Выстоял! Не сдался Ленинград!" Школьникам был задан вопрос: "Что вы хотите получить от этого урока?". "Узнать правду о войне, истории блокадного Ленинграда, как всё это было и как переживали люди", – отвечали дети. "Какая цель урока с точки зрения литературы?". "Прочувствовать настроения людей, познакомиться с поэзией тех лет". На классной доске запись цитат – мнение маршала Г.К. Жукова: "Человечество спасено самой мукой и стойкостью Ленинграда" и второе мнение писателя В. Астафьева: "Город надо сдать. Человеческие жертвы ничем нельзя оправдать". Ребятам предложено в конце урока проголосовать за ту или иную точку зрения.
На стене проекция горящих свечей, набатом звучит известная песня: "Вставай, страна огромная, вставай на смертный бой… Пусть ярость благородная вскипает, как волна, идёт война народная, священная война". В классе окно заклеено газетами – так было в осаждённом Ленинграде. На стену проецируются картины городских улиц, очередей за хлебом, строительства оборонительных сооружений… 4 сентября 1941 года город пережил первый вражеский артобстрел, а потом бомбёжки стали ежедневными. Началась эвакуация из города населения, промышленного оборудования, художественных ценностей. Многие ленинградцы отказались от эвакуации, в городе оставались чуть более двух миллионов человек, в том числе четыреста тысяч детей. Немцы разрушили продовольственные склады, пик голода пришёлся на период с 20 ноября по 25 декабря 1941 года. От голода ежедневно умирали более четырёх тысяч детей и взрослых. Были установлены нормы выдачи хлеба: на передовой до пятисот граммов, для детей и иждивенцев – 125 грамм. О блокадном хлебе писала в эти дни поэтесса Наталья Крандиевская-Толстая, а стихотворение называлось "Я не покину город мой". "Не дни, а года мы голодали", – писала в стихотворении о блокадном хлебе другая ленинградская поэтесса Лидия Хамелянина. "Дети мечтали о корочке хлеба, дети боялись ночного неба" - строки из стихотворения, посвящённого маленькой девочке Тане Савичевой, у которой умерли все, но и Таня не выжила, умерла в детдоме, а её дневник с хроникой смертей родных людей хранится в музее на Пискаревском кладбище. Дети умирали и от холода, когда в городе закончились запасы топлива.
Несмотря на безысходность положения, город жил и работал. Дети работали за отцов и выпускали военную продукцию. Работали школы, поликлиники, театры. Композитор Дмитрий Шостакович писал свою "Ленинградскую" симфонию, которая так пугала немцев и не оставляла им шансов даже в мыслях мечтать о победе. Симфония звучала на весь город и его окрестности, через полторы тысячи громкоговорителей, установленных в городе. Когда была открыта дорога через Ладогу, знаменитая дорога жизни, городу стало чуть полегче, по ней завозили продовольствие, боеприпасы, вооружение. Норма хлеба оставалась прежней. За годы блокады Ольга Берггольц, чьё имя немцы внесли в чёрный список, написала "Ленинградскую поэму".
Шофером полуторки на дороге жизни работал балягинец Иван Сафронович Ковалёв. О нём рассказала преподаватель истории Е.Г.Бурдуковская, она была лично знакома с защитником Ленинграда. В одном из рейсов по Ладоге ушла под лёд его машина, гружённая хлебом. Шофёр успел выпрыгнуть и остался жив. Незаживающей раной осталась на всю жизнь для него эта потеря ценного груза. Приходилось вывозить из города детей. Живые скелеты укладывали на дно грузовика, наказывали детям не издавать ни единого звука, укрывали кузов брезентом, и на всех газах подальше от смертельной опасности. Дорогу жизни немцы регулярно бомбили. А эти треуголки – фронтовые письма. "Треугольная повесть, повесть в несколько строк. Треугольная небыль, невозможная быль, уцелевших три слова: я, Маруся, вернусь!" "Промелькнуло однажды: побеждаем, кажись… Побеждаем!" Два с половиной года продолжалась осада Ленинграда, но сломить защитников немцы так и не смогли. 27 января 1944 года осада была снята. 8 мая 1965 года Указом Президиума Верховного Совета РСФСР город – герой Ленинград был награждён орденом Ленина и медалью "Золотая Звезда".
Нет в России семьи такой, где б не памятен был свой герой. Выстроились дети с портретами земляков – "Бессмертный полк". Прочитаны стихи, исполнены патриотические песни. Е.Г. Бурдуковская подвела итог урока мужества: "Вы хотели узнать правду о войне и вы её узнали. А теперь голосуем, кто поддерживает мнение маршала Жукова, кто – писателя Астафьева". Все школьники подняли руки за цитату Г.К. Жукова. Т.Г. Веляник, заместитель директора школы по воспитательной работе напомнила ребятам о том, что на двух кладбищах непокорённого Ленинграда покоятся 650 тысяч горожан, 97 процентов из них умерли от голода. Потому и ставим мы хлеб на первое место, потому он и есть хлеб наш насущный. Потому и проводим патриотическую акцию "Блокадный хлеб". На этом уроке мужества каждый школьник получил кусочек хлеба весом в 125 грамм. Ю.П. Грудинина, заместитель руководителя администрации сельского поселения "Балягинское", сказала ребятам о том, что современные дети, живущие в достатке, потеряли истинную цену пищи, одежды. Она выразила надежду на то, что урок мужества заставит многих по-иному взглянуть на многие истинные ценности. Ю.П. Грудинина принесла ребятам хорошую новость. Проект стадиона, который разработали первые волонтёры отряда "Данко" и который продвигали последующие поколения волонтёров, наконец-то принят к реализации. Хороший подарок балягиских школьников своим землякам ко Дню Победы, на уроке мужества прозвучало троекратное "Ура".