Версия для слабовидящих |
18+
Выбрать регион

Газета Петровского муниципального района (Саратовская область).

г. Петровск Саратовской области, ул. Советская, 100
телефон: Главный редактор 8(84555)2-70-64, отдел рекламы 8(84555)2-70-35
e-mail: petvesti@bk.ru

Пой, гармоника!

Так уж случается, что многое в своей жизни мы начинаем ценить лишь на грани потери. Всё это касается не только частной, но и общественной жизни.

Так получилось и с саратовской гармоникой – в 2002 году в Саратове закрыли цех по её производству, а в 2008-ом назвали народным символом.

Причём это было действительно народное голосование, проходившее в течение двух месяцев в прямом эфире одного из саратовских телеканалов. Более 400 000 голосов было отдано за то, что близко сердцу жителей Саратовской губернии. Победила не Энгельсская дивизия дальней авиации, и не Саратовская консерватория, высокий шпиль которой украшает практически каждый альбом и буклет о городе. Народным брэндом Саратова стал уникальный музыкальный инструмент – звонкоголосая саратовская гармоника, полтора века звучавшая и на народных гуляньях, и на концертных подмостках.

"Саратовские Страдивари" - так уважительно называли по всей России гармонных дел мастеров из Саратова. Достоверно не известно, кому из них в середине XIX века пришла в голову идея дополнить клавиатуру привычной гармони еще и молоточком, ударяющим по колокольчику. Но кем бы он ни был, идея была гениальна: веселее, задорнее, звонче саратовской гармоники с тех пор не звучит ни одна гармонь в мире.

В 1866 году газета "Саратовский листок" писала о том, что пассажиры парохода, проплывавшего мимо города Вольска, просили капитана подойти ближе к берегу, "дабы господа могли лучше расслышать игру на гармонике с колокольцами".

Первым в Саратове открыл свою мастерскую уже тогда знаменитый мастер Николай Геннадьевич Карелин (1851-1918). Работал он только на заказ, корпус инструмента обклеивал шпоном, набранным из разных пород дерева, плоскости украшал инкрустацией с изображением банта и двух стрелок - вверху и внизу, голосовые планки делал из листовой меди, а голоса - из стали. Первыми заказчиками Карелина были любители-гармонисты города и окрестных сел - солдаты, приказчики, хозяева гостиниц и трактиров. Стать учеником или хотя бы подмастерьем Карелина стремились многие. Он же отбирал только тех, кто имел несомненные музыкальные данные, считая это требование главным для гармонного мастера.

Музыковеды отмечают, что развитию саратовской гармоники в 70-х годах позапрошлого века способствовала "общая активизация музыкальной жизни" в Саратове. Приблизительно в эти годы организуется отделение Русского музыкального общества, открываются музыкальные классы, проводятся оперные сезоны, налаживается регулярная концертная жизнь. Постепенно растёт спрос, поэтому в городе открываются и другие мастерские по производству саратовской гармоники. Говорят, что и сегодня можно еще встретить в отличном состоянии гармоники, сделанные в конце ХIХ века с личным штампом мастера. В основном они находятся в частных коллекциях или хранятся в музеях, на концертах же чаще всего звучат инструменты, изготовленные в послевоенное время.

Трудно сказать, сыграло ли какую-то роль народное голосование, но переоценка ценностей пошла на пользу. Начиная с 2008 года о возрождении производства саратовской гармоники и популяризации её среди детей и молодёжи заговорили повсеместно. В 2010-2011 годах на базе СГТУ была создана экспериментальная мастерская по производству гармоники. Туда приняли несколько молодых людей, желающих попробовать себя на этом поприще. Эксперимент по возрождению практически утраченного мастерства получился удачным, и теперь эта мастерская производит постоянные наборы по специальности "Мастер по производству саратовской гармоники". А в декабре 2013 года опять же на базе технического университета был создан музей саратовской гармоники.

Год культуры стал в какой-то степени знаковым – в сентябре состоялся I-ый областной конкурс исполнителей "Играй, гармонь саратовская!", который прошёл в Красноармейске. На мероприятии побывал губернатор Валерий Радаев, в частности отметивший, что возрождение музыкального символа Саратова можно по праву назвать главным событием проходящего Года культуры: "Наступил день, когда голос саратовской гармоники вновь в полную силу зазвучал на саратовской земле. Конкурс должен выйти за рамки области, привлечь к региону внимание музыкальной общественности. другая главная его задача - привлечь детей в музыкальные школы, творческие кружки и студии, стать стимулом для развития талантов", - подытожил, награждая победителей и призёров конкурса, глава региона.

Всего в конкурсе "Играй, гармонь саратовская!" приняли участие 13 коллективов и 15 исполнителей из 10 муниципальных районов и Саратова. Дипломами лауреатов тогда были отмечены: ансамбль саратовских гармоник "Серебряные колокольчики" из посёлка Дубки, ансамбль "Озорные колокольчики" из Красноармейска, ансамбль "Колокольчик" из Саратова. В число дипломантов 1-ой степени попали и петровчане - ансамбль саратовских гармоник Пригородного СДК "Юбилейный". На красноармейской сцене с блеском выступили Сергей Юшкевич, Леонид Алексеев и Владимир Сорокин, которым на баяне аккомпанировал Альвек Кадаргалиев (Ножкинский СДК).

Если рассуждать философски, то основы сегодняшнего успеха были заложены ещё лет тридцать назад. Ключевой фигурой здесь является Сергей Леонидович Алексеев – человек известный не только в нашем районе, но и за его пределами. И всё благодаря ей – саратовской гармонике. Родился он в селе Вишнёвое, но большую часть жизни проживает в Пригородном. Как вспоминает Сергей Леонидович, отец привёз саратовскую гармонь с фронта, однако играл на ней немного. А вот их родственник – дядя Коля, владел инструментом в совершенстве, он и научил первым навыкам игры на гармошке десятилетнего Лёню. Это были припевки, плясовые наигрыши: "Камаринская", "Саратовский перебор" и так далее. Потом была учёба в ремесленном училище, где играл в самодеятельном ансамбле саратовских гармоник. Помимо этого инструмента, освоил гармонь-хромку и баян. Затем были физкультурный техникум, работа в Пригородной школе, хор и художественная самодеятельность.

Примерно в середине 70-х годов Сергей Леонидович организовал коллектив, который так и назывался: "Ансамбль Алексеевых". Кроме него, в состав семейного коллектива вошли брат – Алексей Леонидович, и сын – Александр Сергеевич. Играли на инструментах, сделанных по специальному заказу и купленных для клубного ансамбля. "Ансамбль Алексеевых" принимал участие практически во всех фестивалях "Играй, гармонь! Звени, частушка!", а также в различных конкурсах и концертах. Два года назад к Сергею Леонидовичу приезжала делегация из Саратовской консерватории, в составе которой была искусствовед, доцент кафедры народного пения и этнокультурологии - Алевтина Михайлова. В 2014-ом вышел её фольклорный сборник "Традиционные наигрыши на саратовской гармонике". В сборнике есть наигрыш С.Л. Алексеева - плясовая "Барыня". Алексеев-старший не владеет музыкальной грамотой, как и большинство музыкантов-любителей, поэтому всю свою творческую жизнь играл "на слух". Алевтине Анатольевне пришлось не только записать, но и онотировать его наигрыш.

Второе дыхание семейный ансамбль получил в 2010 году, когда в него органично влился ещё один участник – Сергей Юшкевич. Сергей Викторович родом из Новоузенского района, однако с четырёх лет проживает в Петровске. Влечение к музыке появилось в раннем возрасте и передалось от родных – мамы, дяди и бабушки, по мнению окружающих, обладающих незаурядными музыкальными способностями. Первым наставником стал именно дядя, который и научил играть на двухрядке. Позже Сергей освоил игру на сувенирной саратовской гармонике. Впоследствии он окончил Петровскую музыкальную школу по классу "баян". "Однажды на городской площади я услышал выступление на саратовских гармониках Сергея Леонидовича Алексеева и его сына Александра, - вспоминает Юшкевич. - И с тех пор ещё больше увлёкся этим инструментом. Меня поразило его звучание: при таких относительно небольших размерах, такой мощный, своеобразный звук, который слышно издалека и который ни с чем не перепутаешь. Именно у Сергея Леонидовича я получил несколько уроков игры на концертной саратовской гармонике и узнал о её возможностях". В тот период Сергей работал в СДК "Юбилейный" худруком, но недолго. Получается, что спустя десятилетия увлечение, ставшее в чём-то смыслом жизни, привело его на "круги своя".

А он, в свою очередь, нашёл в Петровске и привёл в коллектив ещё одного виртуоза игры на саратовской гармонике.

"С годами Сергей Леонидович из-за возраста начал терять слух, - рассказывает директор СДК "Юбилейный" Ольга Алексеева, - поэтому появилось естественное желание кому-то передать свои навыки. Мой сын, а следовательно его внук Леонид, учился тогда в Школе искусств по классу "аккордеон" у Е.И. Ключникова, но особого желания освоить гармонику у него не было. Любовь к инструменту появилась уже на последнем году учёбы. Потом не стало Саши (сына С.Л. Алексеева), и так получилось, что научить уже было некому. Однажды позвонил Сергей Юшкевич и сказал: "Я нашёл для твоего Лёньки учителя – он обязательно научит!". Этим человеком и оказался Владимир Сорокин. Вот действительно, что пути Господни неисповедимы! Казалось бы, Володя жил в Петровске почти двадцать лет, но никто, кроме близких знакомых, и не знал, что он владеет саратовской гармоникой. Он нигде и никогда этого не афишировал. Владимир Васильевич научил Лёню игре на инструменте буквально за считанные месяцы. А вообще, он, конечно, виртуоз! Ради интереса понаблюдайте за его мимикой во время концерта – у него же всё тело "играет!". Сейчас чаще всего Лёня и Владимир выступают дуэтом. Сергей Леонидович очень гордится внуком. Как-то приходил в клуб на репетицию, послушал и сказал: "Молодцы, хорошо играют, я так не умею"".

Ну что же, настал черёд представить Владимира Сорокина, малой родиной которого является посёлок Дубки Саратовского района. Да, да, те самые знаменитые своими гармонистами Дубки. С третьего класса "вторым домом" для него стал местный Дом культуры, где занятия по игре на саратовской гармонике вёл знаменитый человек, по праву считающийся первым лицом саратовской школы гармонистов - Евгений Михайлович Нахов, заслуженный работник культуры России. Его "Самоучитель игры на саратовской гармонике", переизданный в 1994 году, по-прежнему востребован в среде гармонистов. В 1977 году в ДК посёлка Дубки он организовал ансамбль саратовских гармоник "Серебряные колокольчики". В его составе были до 25 человек – гармонистов и ложкарей. Слава народного хора из Дубков и ансамбля саратовских гармоник "Серебряные колокольчики" давно перешагнула границы не только Саратовской области и России. "Серебряные колокольчики" звенели во многих странах - в Германии и Франции, в Англии и на Кипре, в Чехии и Польше.

По словам Владимира Сорокина, у Нахова обучалось много ребятишек, но прежде чем их вводили в основной состав ансамбля, проходило около трёх лет. Концертные поездки в Москву случались довольно часто. В составе ансамбля "Серебряные колокольчики" Володя Сорокин два-три раза в год выступал на площадках ВДНХ. Мальчишки из провинции по две недели жили в столице, давали по пять концертов в день, и всегда принимались с особым радушием. Уже студентом СГАУ он выступал перед первым Президентом России Ельциным.

С 1995 года Сорокин живёт в Петровске, работает экономистом в птицесовхозе "Петровский"" и почти двадцать лет на публике не играет. При этом бережно хранит нотный сборник своего учителя с дарственной надписью: "Моему ученику Владимиру Васильевичу Сорокину – гармонисту-виртуозу, в подарок от автора этой книги, 1995 год". На радость петровской, и не только, публике всё в корне изменилось в 2011 году. Ну, а что было дальше, вы уже знаете.

Планы у творческого коллектива из Пригородного далеко идущие. Недавно там открыли кружок, где обучают игре на гармониках учениц местной школы. Очень надеются, что из этой затеи выйдет что-то достойное. При этом доверяют им лишь "сувенирные" варианты инструмента, а вот концертные берегут как зеницу ока. Ведь таких сейчас не только не купишь, но и в ремонт не отдашь, потому что трудно найти по-настоящему хорошего мастера. Живут надеждой, что в дальнейшей творческой "жизни" саратовской гармоники заинтересованы не только энтузиасты, но и власть, да и общество в целом.

Автор: Ольга Цыпляева

По этой теме:

Лайкнуть:

Версия для печати | Комментировать | Количество просмотров: 2763

Поделиться:

Загрузка...
ОБСУЖДЕНИЕ ВКОНТАКТЕ
МНОГИМ ПОНРАВИЛОСЬ
НародныйВопрос.рф Бесплатная юридическая помощь
При реализации проекта НародныйВопрос.рф используются средства государственной поддержки, выделенные в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 No 79-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом ИСЭПИ
ПОПУЛЯРНОЕ
ВИДЕО
Яндекс.Метрика