Именно таким он был и для супругов Горбуновых, связавших свои судьбы вскоре после окончания войны. О своей семье воспоминаниями с читателями нашего проекта делится участница Велмкой Отечественной войны, ветеран труда Нина Николаевна ГОРБУНОВА:
- Я вернулась с фронта в Грязнуху, в семью брата. Пожила, посмотрела с неделю на их быт – тяжело жилось им, многодетным. Поэтому стала искать работу по своей специальности "учитель начальных классов", но школы были укомплектованы кадрами. Да и боялась браться за учительский труд – ведь я три года в руках книгу не держала, а учителем до отправления на фронт проработала в Башкирии всего семь месяцев. Расстроилась я, конечно, но вскоре наш военкомат предложил мне работу - аэродрому нужен был радист, я согласилась, поэтому проработала там три года.
Со своим будущим супругом Владимиром Дмитриевичем Горбуновым я встретилась в ноябре 1945 года. Он пришёл с фронта и сразу устроился на работу на завод "Молот". Работал сначала учеником, а потом и механиком ремонтного цеха №45. Впоследствии он трудился главным механиком на заводе автозапчастей.
Мы познакомились в Грязнухе, куда оба пришли навестить родственников – дома наших братьев стояли через дорогу. Я дружила с его племянницей, у них в доме мы и встретились. После трёх-четырёх встреч он предлагает: "Давай свяжем судьбы. Подумай. Через неделю придумаешь ответ".
Я согласилась, и мы два солдата в гимнастёрках, шинелях и кирзовых сапогах, стали жить вместе в Петровске. С первых дней мы мучились вопросами: "Где жить? Что одеть? Что поесть и в чём поесть?". Нужна была людская помощь. В жилье помогла семья друзей – Усовых Александра и Марии. Полтора года мы прожили у них на полном обеспечении, а затем получили от завода "Молот" квартиру. И вновь соседи принесли кто стол, кто солдатскую кровать, а потом - и качку для новорождённой дочки. Вот так началась наша послевоенная жизнь. И слава Богу, прожили мы вместе почти пятьдесят лет. Радовалась одному: что муж был порядочным во всём.
Спустя годы я частенько перебираю старые документы. Вот передо мной его военный билет, читаю послужной список:
"Старший сержант Горбунов Владимир Дмитриевич.
Мобилизован: 23 июня 1941 года.
Принял присягу в Шиханах (под Вольском).
Июль 1941 года – июль 1942 года: 8-й запасной истребительный полк, механик автомобильный.
Июль 1942 – сентябрь 1943 годов: Закавказский головной авиасклад №2025, механик автомобильный.
Сентябрь 1943 – ноябрь 1945 годов: 8-й подвижной танко-ремонтный завод, механик автомобильный".
Не сосчитать, сколько путей-дорог проехал, пропылил, пролазил по грязи, в снегу и в воде, вместе со своими товарищами этот механик, возглавлявший колонну в пятьдесят машин!
Первый пропуск муж получил от коменданта города Дербент (Дагестан), второй и третий - от комендантов Москвы и Брянска. По этим пропускам Владимиру Дмитриевичу разрешался выезд из Чечено-Ингушетии, Дагестана и других республик с перемещением по Смоленскому шоссе без досмотров на всём пути следования. На лобовом стекле ведущей машины приклеивалась отметка – красная полоса. Муж часто вспоминал Закавказье, Военно-Грузинскую дорогу, по которой они возили из Москвы и с Урала на поля сражений отремонтированные моторы к танкам. А потом под открытым небом устанавливали их обратно на танки и полностью готовили машины к бою. В обратный путь брали повреждённые. Только из Москвы было восемь таких выездов.
Всю жизнь Владимир Дмитриевич вспоминал гибель друга. Колонна двигалась к границе с Польшей. В машине мужа, ехавшего первым, забарахлил мотор, поэтому он несколько раз останавливался. Но их ждали на передовой, и тогда водитель Лёня Колмаков попросился поехать первым – его все поддержали. Перестроились, и только двинулись в путь, как первая машина, на которой ехал Лёня, подорвавшись на мине, взлетела в воздух. Так судьба подарила мужу жизнь...
Большинство сослуживцев мужа остались в живых, все награждены медалями и орденами, но, к сожалению после войны так ни разу и не встретились вместе".