Чтения объединяют юных исследователей и их наставников, становясь для многих первым шагом к серьёзной научной работе.
В этот раз участниками заочного этапа чтений стали более 800 человек из 14 регионов нашей страны, а также из Казахстана, Армении, Туркменистана и Узбекистана. В конкурсе исследовательских работ участвовало более 260 учащихся школ, лицеев, гимназий и колледжей, в конкурсе социально значимых проектов – более 320 человек, в конкурсе творческих проектов – более 200 человек.
Самым популярным направлением в секции исследовательских работ стала тема "Земляки" (56 работ), 53 работы рассмотрела секция реализованных проектов в области сохранения родного языка и литературы. Больше всего творческих проектов оценивало жюри секции "Народные промыслы малой родины", где школьники представили самодельные сувениры, модели и макеты.
По решению экспертной комиссии, а также из-за действующих ограничений, связанных с профилактикой распространения коронавирусной инфекции, прошли во второй тур и очно защитили свои работы только 50 участников.
Очный этап III международных Мартыновских чтений стартовал 10 марта. В этот день исследования и творческие проекты представили ученики школы №8 города Петровска, 15 марта к ним присоединились учащиеся других городских школ. Ребята рассказали о знаменитых петровчанах и достопримечательностях малой родины, о различных аспектах русского языка и математики, проанализировали литературные произведения, представили макеты и диорамы, связанные с событиями Великой Отечественной войны, продемонстрировали свои инновационные проекты и научные разработки.
19 марта члены жюри оценивали видеозащиту участников из Тюмени, Ульяновска и Волгограда. Заранее было составлено расписание, утверждён регламент онлайн-выступлений для представителей каждого региона. Экспертам даже пришлось перевести часы на московское время, чтобы ничего не пропустить и не опоздать на защиту.
В субботу, 20 марта, школьники из Саратова, Энгельса, Ртищева, Аткарска, Маркса, Базарного Карабулака, Новых Бурас, Питерки, ЗАТО Светлый и села Октябрьский Городок собрались в школе №8, чтобы представить свои исследовательские и творческие работы.
Ребята выступили в секциях "Земляки", "Летопись родного края", "Природное наследие", "Удивительное рядом", "Моя будущая профессия", "Спортивное наследие", "Нас миллионы панфиловцев", "Великий и могучий", "Культурное наследие" и "Народные промыслы малой родины". При этом во время выступлений они не только делились "сухими" научными и историческими фактами, но и проявляли творческие способности: организовали для сверстников и педагогов мини-эксперименты, предложили им решить головоломки, загадали загадки, показали авторские видеоролики, а также спели народные песни и сыграли на музыкальных инструментах.
Доцент кафедры филологического образования Саратовского областного института развития образования Виктория Громова отметила, что каждый юный исследователь, который приехал в школу в этот день, - уже победитель, так как его работа была выбрана из нескольких сотен других. Она пожелала учащимся не останавливаться на достигнутом и вручила им дипломы, подтверждающие участие в очном этапе.
В этот же день прошёл круглый стол для педагогов, во время которого 50 учителей представили методические разработки и успешные практики по формированию читательской грамотности. Докладчики рассказали об игровых технологиях при обучении смысловому чтению, об использовании лэпбуков (самодельные книжки-раскладушки с карточками и заданиями) на уроках английского языка, обсудили приёмы интерактивного и интегрированного обучения, исследовательские методы, способы составления мнемокарт и модернизированного читательского дневника.
Во время конференции работала творческая мастерская "Петровский сувенир": Елена Коршунова и педагоги школьного экскурсионно-образовательного Центра организовали мастер-классы по изготовлению коробочек-ягод со сладким сюрпризом внутри. На память всем подарили деревянные медальки с логотипом Мартыновских чтений и символами-оберегами.
Для шести групп участников конференции Татьяна Сторожева провела обзорные и тематические экскурсии по улицам Петровска. Кроме того, гости города побывали в мемориальном доме-музее Героя Советского Союза Ивана Васильевича Панфилова и в местном историко-краеведческом комплексе, где им рассказали об экспонатах выставок, посвящённых Великой Отечественной войне и истории Петровского района. Все желающие с удовольствием посидели за партой, которая стояла в школьном классе в годы учёбы здесь нашего легендарного земляка - комдива Панфилова, и на удачу погладили бронзовую скульптуру любимой собаки княгини Голицыной.
"Это совершенно замечательная история о том, как благодаря традиционному событию маленький город превращается в место притяжения всех, кто знает и любит свои родные посёлки, сёла, деревни и малые города. Удивительно много встреч, знакомств, экскурсий уместилось в одном коротком дне, проведённом в Петровске!", - подвели итоги насыщенного событиями дня ребята и их наставники из села Лох Новобурасского района.
Итогом Мартыновских чтений — 2021 стали новые знакомства и открытия, которые, несомненно, запомнятся надолго всем участникам и организаторам. Но самое главное — это то, что через год Петровск снова встретит юных исследователей и педагогов, объединив школьное образование, науку и творчество.