Из года в год накануне Дня Победы мы предлагали вниманию зрителей картины Николая Фёдоровича Кручинского. И это не случайно – он был участником Великой Отечественной, и военной тематике было посвящено немало его произведений. Но среди петровских художников было много фронтовиков и тружеников тыла, которые предпочитали не вспоминать о жестоких буднях войны. Им, не раз накоротке встречавшимся со смертью на фронте или пережившим жестокие испытания, выпавшие на их долю в тылу, наверное, больше хотелось писать о мирной жизни. Выставка "Кисть в руках фронтовика", посвящённая юбилею Победы, показала петровчанам такие работы земляков-художников.
Война коснулась каждой семьи в нашей стране, вошла в каждый дом, нарушила жизненные планы всех. Так, Алексей Васильевич Можаев, студент Ленинградской академии художеств, был вынужден прервать обучение. Впоследствии его учёба в академии растянулась на долгие годы. Станислав Андреевич Ивахнов в 13 лет начал трудиться наравне со взрослыми, заменив тех, кто ушёл на фронт. Н.Ф. Кручинский, В.К. Макаров, М.А. Семаков, А.С. Меньшиков воевали на фронте, а те, кто остались в тылу, пережили и голод, и холод, и тяжкий труд. Всё это так или иначе отразилось на их творчестве.
Кисть, приравненная к штыку
В самом начале войны появились лаконичные и эмоциональные плакаты, самый известный из них - "Родина-мать зовёт" Ираклия Тоидзе. На борьбу с врагом мобилизовывались все, в том числе и художники. Наш земляк Алексей Васильевич Можаев в годы войны сотрудничал с ТАСС (Телеграфное Агентство Советского Союза), им было создано пятнадцать актуальных для того времени политических плакатов, осуждающих фашизм и прославляющих труд. После войны Алексею Васильевичу выпала честь создавать панно для музея Обороны Ленинграда.
Родился А.В. Можаев в дереве Вторая Сосновка Петровского района в 1918 году в семье учителей. Родители поощряли его любовь к рисованию. Алексей Васильевич окончил школу в Петровске, поступил в Пензенское художественное училище, где на него обратил внимание И.И. Бродский — известный живописец, организатор художественного образования в СССР — и вызвал его на вступительные экзамены в Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры, где Алексей успешно сдал экзамены. В начале войны студенты и преподаватели были эвакуированы в Самарканд. Но А.В. Можаев в это время вернулся в Саратов, где работал в Окнах ТАСС. А учёбу продолжил с 1943 года. в Самарканде был написан этюд, представленный на выставке.
В 1946 году после защиты диплома А.В. Можаев был принят в члены союза художников. Впоследствии наш земляк получил всемирную известность: его картины не только экспонируются в музеях городов Пушкина и Санкт-Петербурга, но и находятся в частных коллекциях за рубежом. После войны Алексей Васильевич преподавал студентам в городе Пушкине, писал свои удивительные пейзажи, на которых природа так схожа с нашей петровской природой. Работы Можаева, хранящиеся в фондах нашего музея, подарила малой родине своего отца его дочь при открытии Петровской художественной галереи. На выставке кроме его карандашного рисунка представлен автопортрет. Именно портрет стал основным жанром творчества А.В. Можаева. Художник создал замечательную портретную галерею своих современников. Искусствоведы отмечают, что развитие творческой манеры шло от академизма к усилению выразительности в передаче индивидуальных характеристик и утончению колорита, к обобщённости рисунка, благодаря чему и появился "можаевский" стиль, такой узнаваемый в его портретах и, в частности, в автопортрете, представленном на выставке.
Алексей Васильевич Можаев скончался 23 января 1994 года в Санкт-Петербурге на семьдесят шестом году жизни. Его произведения находятся в музеях и частных собраниях в России, Франции, США, Великобритании, Японии, Италии и других странах.
Свидетель двух войн
Михаил Степанович Тихонов в годы первой мировой войны принимал непосредственное участие в боевых действиях с 1914 года, в Великую Отечественную был участником трудового фронта (к тому времени из-за возраста призыву уже не подлежал). Родился художник-самоучка в 1893 году. Технику карандашного рисунка осваивал в армии, когда писал портреты сослуживцев с фотографий. О том времени напоминает картина "Слезы империалистической войны", экспонирующаяся на выставке, на которой изображён полуразвалившийся домик под соломенной крышей. Наверное, хозяин сгинул на войне, семья не перенесла лишений. Когда-то крепкое хозяйство развалилось... Нищетой и запустением веет от этого образа.
В годы Великой Отечественной войны, кроме основной работы, писал много картин и участвовал в выставках, которые проходили в петровском Доме культуры. Создавал реальные образы и пейзажи родного края, писал жанровые картины на историческую тематику, не мог обойти в своём творчестве военную тему. Михаил Степанович состоял на учёте во Всесоюзном Доме народного творчества им. Крупской и принимал участие во Всесоюзных выставках, а его картина "Волжские бунтари" имела большой успех на выставке в Болгарии в 1939 году. Первые рисунки в раннем детстве он пытался изобразить, когда водил пальчиком по поверхности, покрытой мукой, помогая отцу на мельнице. Родители надеялись, что ребёнок будет мукомолом, как отец, но Михаил Степанович стал художником, его душа стремилась к прекрасному. В зрелом возрасте самостоятельно путём проб и ошибок постигал технику художественного изображения: от карандашного рисунка перешёл к акварели, а затем и к маслу. Очень дороги петровчанам его городские пейзажи, на которых мы с вами можем увидеть, как выглядел наш город век тому назад, и понять, как Петровск изменился за 100 лет.
На выставке в картиной галерее представлен пейзаж М.С. Тихонова "Река Медведица", на которой изображён изгиб реки в центре города, церковные купола вдалеке, одноэтажные домишки, покосившийся забор на первом плане. Другая картина - "Старая деревня" - тоже возвращает нас в прошлый век, скорее всего, к его началу. Эти зарисовки с натуры - свидетельства очевидца - ценны ещё и с историографической точки зрения для нас, потомков. Но и современники именно за это ценили работы. На выставке экспонируется Почётная грамота, которой художник был награждён "за активное участие в художественной деятельности при Петровском районном Доме культуры". Дата - 1944-й год. То есть жизнь продолжалась: художники не только работали в "Окнах ТАСС", но и писали картины, участвовали в выставках. Примечательно ещё и то, что грамота напечатана в типографии газеты "Сталинец" тиражом 300 экземпляров. Факт сам по себе значительный: несмотря на продолжавшиеся военные действия, в тылу тоже практиковалось награждение людей в чем-то отличившихся).
Своеобразным итогом работы стала выставка, состоявшаяся в РДК летом 1945 года. Вот как писала об этом газета "Сталинец": "3 июля в Доме культуры художник-самоучка М.С. Тихонов выставил свои картины. Представлено около 200 работ. Выставка разделена на три отдела по творческой тематике: портреты и виды города старого и нового Петровска. В числе картин особенно выделяются "Ленин среди крестьян", "Ленин в шалаше", "Волжские бунтари", "Песня о купце Калашникове", "После нашествия немецких варваров (Отечественная война)" и другие. Картины художника выполнены масляными красками, тушью, карандашом, акварелью. М.С. Тихонов получает много хороших отзывов от посетителей выставки".
В фондах музея хранится и ещё одна статья из газеты "Сталинец" шестидесятых годов, в которой подчёркивается вклад художника в историографию Петровска, приводятся высказывания из книги отзывов посетителей многочисленных выставок М.С. Тихонова, публикуется обращение властям того времени с призывом приобрести полотна художника. К сожалению, призыв, по-видимому, не был услышан – в фондах музея не так много работ Михаила Степановича, о которых теперь мы знаем лишь понаслышке. Не умеем мы ценить современников.
Основатель
Многие петровские художники, работавшие во второй половине ХХ века, обязаны своими первыми шагами в изобразительном искусстве Павлу Фёдоровичу Власову (1923 г.р.), инициатору создания в 1960 году изостудии в Петровске и первому её руководителю. Он стремился привить своим подопечным навыки в грамотном реалистическом рисунке, живописи и композиции, дать сведения по истории искусств. Его лучшие ученики Александр Кирович Быстров, Валерий Михайлович Овчаренко, Виктор Семенович Мамыкин, Павел Григорьевич и Александр Григорьевич Маскаевы, Михаил Михайлович Головченко — современные художники, получившие известность не только у нас в городе и области, но и в стране. Училась у Павла Фёдоровича и Ирина Викторовна Жевнарчук, принявшая в 1983 году изостудию от своего учителя и долгое время руководившая ею. Павел Фёдорович воспитал прекрасных художников, его по праву считают основателем Петровской изобразительной школы.
На фронт он попал в звании младшего лейтенанта в 1942 году после обучения в артиллерийском училище. Воевал на 3-м Белорусском и 1-м Украинском фронтах, два раза был ранен. День Победы встретил в Селезии. После войны Алексей Васильевич закончил Саратовское художественное училище и был направлен в Петровск преподавателем рисования и черчения в школах города. Последнее время Власов проживал в Камышине Волгоградской области. На выставке представлен его пейзаж "Петровские дали". Панорамная картина средней полосы России согревает теплом летнего дня. Простор полей, перемежающихся оврагами и перелесками, голубые дали горизонта и лёгкие кучевые облака - вот она, наша малая родина, свободу и независимость которой отстаивал лейтенант Власов, мирную красоту которой воспевал художник Власов.
(Продолжение следует).