Версия для слабовидящих |
18+
Выбрать регион

Газета Петровского муниципального района (Саратовская область).

г. Петровск Саратовской области, ул. Советская, 100
телефон: Главный редактор 8(84555)2-70-64, отдел рекламы 8(84555)2-70-35
e-mail: petvesti@bk.ru

Наши замечательные земляки

В год 70-летия Победы советского народа над фашистскими захватчиками наш музей постарался показать как можно больше экспонатов, связанных с военным периодом: это и предметы быта, и документы, и, конечно же, живопись.

Боярский правнук

На долю Александра Степановича Меньшикова выпала трудная, но интересная судьба. Родился он в 1916(17)году в Петровске, в семье цирковых артистов, которые были на гастролях в нашем городе и решили остаться здесь. По семейным преданиям, Меньшиковы родом из бояр. В Великую Отечественную Александр Степанович воевал в составе 111-й танковой дивизии. Пос-ле разгрома фашистской Германии принял участие в войне с Японией, победу встретил в Китае. А.С. Меньшиков служил в армии с 1939 по 1946 годы, был фотокорреспондентом и впоследствии работал в Пет-ровском комбинате бытового обслуживания фотографом, совмещая эту работу с художественным творчеством, а затем перешёл в кинотеатр "Спутник", где рисовал афиши, служил художником в краеведческом музее.

В юности Александр Степанович закончил профессиональное техническое училище и работал на одном из саратовских заводов, посещая студию живописи, где ему удалось прозаниматься три года. Имея большое желание выучиться на художника, он полтора года был вольным слушателем в Ленинградской академии художеств. Но по семейным обстоятельствам пришлось вернуться в Петровск - заболела мама, а папы к тому времени уже не было в живых. Из Петровска он был призван в армию. На родину вернулся после войны.

Александр Степанович был влюблён в родную природу, был человеком доброй души, во время рыбалки рыбу, что попадалась ему на крючок, отпускал на волю. "Я все люблю, что создано природой, особенно её живую красоту", - говорил художник.

В 1965 году он был избран делегатом на конференцию художников кино в Москве.

Его картины, представленные на выставке ("Улица Советская", "Охота с борзыми"), привлекают реалистичностью изображённого. От боярских корней ему, наверное, и передалась страсть к охоте – охотник он был знатный, даже собаку себе завёл охотничью – породистую спаниельку. Знакомые вспоминают его как открытого, интеллигентного человека, патриота своей родины.

Главное полотно

Работы Николая Фёдоровича Кручинского известны петровчанам - без его картин не обходится ни одна выставка, посвящённая войне. Будущий художник ушёл на фронт добровольцем в семнадцать лет, прошёл с боями от Подмосковья и Волхова до Кенигсберга. Он принимал участие в прорыве блокады Ленинграда – города, который враги хотели стереть с лица земли, города-героя, вынесшего и голод, и холод, отрезанного в блокаду от всего мира, но выжившего несмотря ни на что.

Над своей главной картиной самодеятельный художник работал около десяти лет. Он в подробностях описал для нас сражение, в котором сам принимал участие. Полотно так и называется: "Прорыв блокады Ленинграда 18 января 1943 г.". События, изображённые художником, разворачиваются в Пятом рабочем посёлке, где в результате тяжёлых кровопролитных боёв встретились воины Ленинградского и Волховского фронтов. Поражают тщательно выписанные детали панорамного изображения, показывающие нам масштабность события. В центре изображения - встретившиеся бойцы двух фронтов. Но вокруг продолжается бой. Работают "катюши", горят дома. Лыжники с пулемётом направляются дальше в бой. На дереве сидит артиллерийский наводчик, который управляет огнём батарей. Санитары на носилках выносят раненых в расположенный неподалеку полевой медсанбат. Раненых так много, что все не поместились в доме, предназначенном для этого, и медсестры перевязывают вновь прибывших под открытым небом.

Реалистично изображены подбитые фашистские танки и пушки, мимо которых бойцы ведут колонну немецких пленных, закутанных в тряпье — январь 1943-го был морозным. Наши солдаты, наоборот, все как один в добротных полушубках, лыжники в маскировочных комбинезонах.

Место действия ещё раз подчёркивается знаком дорожного указателя, на одной из стрелок которого написано: "Ленинград — 16 км", а на другой - "На 5 раб посёлок".

Зрителю, познакомившемуся с картиной Н.Ф. Кручинского, обязательно захочется узнать больше о реальных событиях того времени.

Исторические данные свидетельствуют, что перед войсками, оборонявшими Ленинград, задача о снятии блокады ставилась неоднократно. И лишь с третьей попытки удалось разорвать вражеское кольцо. Две предыдущие (Любанская и Синявинская) операции успеха не принесли. К концу 1942 года военная обстановка под Ленинградом была очень сложной: связь между Большой землёй и городом осуществлялась лишь по воздуху и через Ладожское озеро. Войска Ленинградского фронта и Балтийский флот были изолированы. Наименьшее расстояние между Волховским и Ленинрадским фронтами (12-16 км) было в районе посёлка Мга и южного побережья Ладожского озера - на карте это место напоминало бутылочное горлышко. Но его крепко оккупировали части 18-й немецкой армии. Численность немецких войск составляла около 60 000 солдат и офицеров, которых поддерживали 700 орудий и миномётов и около 500 танков и самоходных артиллерийских установок. Вот такую силу предстояло преодолеть участникам операции "Искра", которая началась 12 января в 9 часов 30 минут. В наступление пошли ударные группировки двух фронтов, насчитывавшие 302 800 солдат и офицеров, около 4 900 орудий и миномётов, более 600 танков и 809 самолётов.

Немецкое командование знало о превосходстве нашей армии в живой силе и технике, но рассчитывало удержать позиции за счёт мощи своей обороны: большинство посёлков являлись опорными пунктами, передний край и позиции в глубине обороны были огорожены минными полями, проволочными заграждениями и укреплены дзотами.

Бои приняли особенно упорный и ожесточённый характер. К исходу второго дня операции войска 67-й армии Ленинградского фронта почти вплотную подошли к рубежу намеченной встречи с войсками Волховского фронта, но со стороны "Большой земли" войска продвижения практически не имели - сломить сопротивление противника им так и не удалось.

В четвёртый и пятый дни наступления войска Ленинградского и Волховского фронтов вели бои за отдельные опорные пункты, постепенно продвигаясь навстречу друг другу. К 17 января войска Волховского фронта захватили Рабочие посёлки №4 и №8, станцию Подгорная и вплотную подошли к Рабочим посёлкам №1 и №5. Коридор, разделявший войска Ленинградского и Волховского фронтов, стал совсем узким.

18 января, после ожесточённых боёв, 136-я стрелковая дивизия, преследуя противника, ворвалась в Рабочий посёлок №5, где примерно в 12 часов дня соединилась с частями 18-й стрелковой дивизии 2-й ударной армии. Таким образом, 18 января 1943 года блокада Ленинграда была прорвана.

Около полуночи 18 января радио передало известие о том, что блокада Ленинграда прорвана. На улицах и проспектах города было всеобщее ликование. Рано утром 19 января город-герой был украшен флагами. Все его жители вышли на улицы, как это было в большие всенародные праздники. На многолюдных митингах ленинградцы выражали глубокую благодарность войскам Ленинградского и Волховского фронтов, прорвавшим блокаду.

Хотя в результате прорыва был отвоёван лишь узкий коридор от Волховского фронта к Шлиссельбургу, полоска торфяного болота шириной от восьми до одиннадцати километров позволила восстановить с Ленинградом сухопутную связь вплоть до окончательного снятия блокады. По южному берегу Ладожского озера развернулось строительство железной дороги Шлиссельбург - Поляны протяжённостью 36 километров. Шестого февраля по новой Дороге жизни в Ленинград пошли поезда.

С прорывом блокады значительно улучшилась обстановка на всём Ленинградском фронте.Однако полностью блокадное кольцо было снято лишь спустя год - 27 января 1944 года.

Н.Ф. Кручинский принимал впоследствии участие во многих сражениях. Но своё главное полотно посвятил именно снятию блокады Ленинграда. И мы, отметившие 70-летие Великой Победы, благодаря нашему земляку-художнику можем прикоснуться к реалиям того времени.

Автор: Ж. Миронова, главный хранитель фондов Петровского краеведческого музея. О.Панютина. Фото из архива музея.

По этой теме:

Лайкнуть:

Версия для печати | Комментировать | Количество просмотров: 3896

Поделиться:

Загрузка...
ОБСУЖДЕНИЕ ВКОНТАКТЕ
МНОГИМ ПОНРАВИЛОСЬ
НародныйВопрос.рф Бесплатная юридическая помощь
При реализации проекта НародныйВопрос.рф используются средства государственной поддержки, выделенные в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 No 79-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом ИСЭПИ
ПОПУЛЯРНОЕ
ВИДЕО
Яндекс.Метрика