Наш регион, образованный в 1936 году, граничит на юге с Волгоградской областью, на западе – с Воронежской и Тамбовской областями, на севере – с Пензенской и Ульяновской областями, на северо-востоке – с Самарской областью. В Саратовской губернии проживают представители 111 национальностей, самые крупные этнические группы – это русские, украинцы и белорусы, казахи и татары, мордва и чуваши, немцы, армяне. И в каждом уголке региона есть национальные сёла и посёлки – самобытные и уникальные по своей культуре, бережно хранящие многовековые обычаи и традиции. Одно из таких сёл в Петровском районе – Татарская Пакаевка, отмечающая в этом году 300-летие.
Село Татарская Пакаевка, основанное в 1721 году, расположено на границе с Пензенской областью вдоль рек Вершаутка, Белый Ключ и Сосновка. Реки соединяются и впадают в полноводную Суру.
В начале XVIII века в тридцати километрах от крепости Петровск, на берегу реки Вершаутка, появилось селение Русская Пакаевка, где жили русские и эрзянская мордва. А наше село - Татарскую Пакаевку основали служилые татары Узинского стана Пензенского уезда: они прибыли на это место в период между 1721 и 1747 годами из деревень Вершаут, Бегеево Узинского стана, часть - из деревни Исенские Большие поляны и из деревни Усть-Рахманка Темниковского уезда. По преданию, одним из первых жителей села был беглый каторжник – татарин по имени Пакай.
В 1800 году татары села Пакаевка, объединившись с татарами Карлыгана и Вершаута, судились из-за земельной межи с соседним помещиком Столыпиным. Поверенные татар утверждали, что их предкам земля была пожалована российским императором Петром I в 1704 году "в вечное потомственное владение", оформление этих земель за татарами осуществляла Петровская воеводская канцелярия. Они писали, что никогда прежде их не притесняли землёй, а к концу века лучшие участки стали отписывать на соседних помещиков Лупандина, Аплечеева, Юматова и Толстую.
Жили на нашей земле предки известного дворянского рода Лупандиных, служили Отечеству. Были капитанами боевых кораблей, градоначальниками и статскими советниками. Последний из рода Лупандиных – Владимир Сергеевич до революции был крупным землевладельцем, вёл хозяйство по всем правилам. Лупандиным были пожалованы земли царицей за верность и заслуги перед Отечеством близ сёл Пакаевка, Вершаут, Белая Гора.
Усадьбу с красивым двухэтажным домом построил Нил Лупандин на берегу пруда. Но главной достопримечательностью дворянского имения был прекрасный парк, который занимал более двух гектаров земли. Кроме липовых аллей от пруда до площадки, которая служила крокетным стендом, там размещался большой плодовый сад. И по сей день запущенный парк сохранил свою планировку. Столетние липы напоминают нам о былом величии…
Во время Великой Отечественной войны из Татарской Пакаевки на фронт ушли восемьдесят три человека. Навечно на полях сражений остались лежать пятьдесят четыре наших земляка, а те, кто вернулись домой, были изранены. Им бы ещё лечиться и лечиться, но надо было работать, восстанавливать разрушенную фашистами страну, трудиться на благо Саратовской области. Поэтому они сделали всё, чтобы мы, их потомки, жили мирно и счастливо.
Первая мечеть в Татарской Пакаевке была построена в 1893-1895 годах на средства управляющего фабрикой в городе Волгограде Башир-бая, выходца из Пакаевки. Это величественное здание на высоком берегу реки Вершаутки с возвышающимся минаретом и полумесяцем на куполе было видно издалека. В годы советской власти здание мечети отвели под школу. Впоследствии его разобрали из-за аварийного состояния фундамента. Из сруба старой мечети в 2007 году пакаевцы построили новую, ныне действующую мечеть. Простые люди, предприниматели, фермеры, духовные наставники не пожалели средств на её возведение. Руководил строительством имам села Вильдян Шабаев. Возвышается белый минарет над селом, даёт людям духовные силы и веру в светлое будущее, напоминает о нравственности и праведности.
В годы советской власти, когда по всей стране стали организовываться колхозы и совхозы, в Татарской Пакаевке тоже появился колхоз, получивший название "Игенчеляр юлы" ("Путь хлебороба").
Сейчас в нашем селе работают десять крепких фермерских хозяйств, на них и держится жизнь Татарской Пакаевки. Занимаются сельчане растениеводством и животноводством. Фермеры дают работу не только местным жителям, но и людям из соседних сёл. Наша плодородная и ухоженная земля возвращает всё сполна, славится богатым урожаем и прославляет тех, кто трудится на ней.
Среди неутомимых тружеников, влюблённых в свою профессию и искренне переживающих за судьбу малой родины, такие наши односельчане, как Жавдяр Рифатович Рахманкулов, Рива Ривгатьевич Шамсетдинов, Нариман Раисович Давыдов, Заур Шамильевич Ризванов, Зиннет Зякиевич Давыдов, Жамиль Мухаметдинович Багдалов, Жавид Диндянович Шабаев, Нариман Фатихович Рахманкулов, Рамиль Фаритович Шабаев, Зуфяр Шакюрович Алимов. Помимо развития производства они всегда поддерживают социальную сферу села - помогают клубу и школе, ремонтируют дороги.
Современная Татарская Пакаевка лежит вдали от больших городов. И по-прежнему манит она девственной чистотой и красотой своих птенцов, разлетевшихся из родного гнезда в разные города и веси. Поэтому хотя бы раз в год они слетаются на малую родину, чтобы весело и дружно отметить праздник Сабантуй. Кстати, к нам на Сабантуй приезжают не только мусульмане, но и люди других национальностей: татары и мордва, русские и украинцы, живущие в дружбе и согласии веками, – это главное достояние и основа нашей сильной России. А село Татарская Пакаевка – малая частица большой Родины.