В течение почти недели на площадках городов и районных центров области проходили различные мероприятия: Открытый фестиваль поэзии и музыки, посвящённый творчеству Н.М. Рубцова, Всероссийская акция открытого чтения "Почитай Рубцова", концерт автора-исполнителя из Санкт-Петербурга Валерия Чегеты "Тот город зелёный", большая экскурсионная программа, онлайн-встреча "Стихийный диалог: Николай Рубцов" с участием библиотекарей Архангельской, Мурманской и Челябинской областей, Санкт-Петербургской академии педагогического образования, моноспектакль артистки театра и кино Ирины Шведовой "Душа хранит: портрет Николая Рубцова", открытие литературно-художественной выставки "А между прочим, осень на дворе...", раскрывающая время года в поэзии и живописи. В рамках данного события состоялась презентация электронной полнотекстовой коллекции "Весь Рубцов".
Представители Саратовского областного Рубцовского центра - руководитель Любовь Чиркова, поэт Александр Ерохин и я, автор строк, приняли активное участие в мероприятиях, посвящённых юбилейной дате. Шестнадцатого сентября прошла пресс-конференция, на которой руководителям областных Рубцовских центров, а также некоторым местным исследователям творчества Николая Рубцова были вручены памятные медали, выпущенные местным отделением писателей-краеведов. Награду вручили и нашему поэту Александру Тимофеевичу Ерохину. Он был на фестивале уже в двенадцатый раз! В 2014 году в статье "Где? В Вологде - где!" я уже писал об этом удивительном человеке. Сейчас ему 81 год, но он с тех пор ничуть не изменился: всё так же энергичен, бодр, фанатично предан поэзии, обладает феноменальной памятью.
На празднике присутствовали вологодские писатели и поэты, а также известный российский писатель из Краснодара Виктор Иванович Лихоносов. В своём выступлении он сказал, что "истинная русскость" сохранилась здесь, на севере России. Отметил, что здешним людям свойственны такие исконно русские черты, как отзывчивость, доброта, стремление помочь ближнему, что, к сожалению, утрачено во многих других регионах России. Привёл в пример японца, который, объехав весь мир, сделал вывод, что "живая жизнь - здесь".
Я познакомился с Виктором Ивановичем. Узнав, что я из Саратовской области, он поинтересовался поэтом Николаем Палькиным. Мы поговорили и о нём: я сказал, что на его стихотворение "Не зови меня спать, перепёлка" написал песню, которая ему очень нравилась.
Наша саратовская группа побывала на открытии экспозиции "Волны и скалы", которая представляла собой макет, имитирующий скалы. В основании на полу стояла пишущая машинка, на полках расставлены различные предметы быта военной поры, затем выше изображена река, фигурка лошади, лодка. И, наконец, на верхней полке - несколько фонарей. Сотрудница музея, воплотившая свою идею, пояснила, что хотела показать связь материального с духовным. Пишущая машинка говорит о том, что в основе жизни Николая Рубцова лежит поэзия, предметы быта свидетельствуют о трудном военном детстве, юности, службе на флоте. Фонари символизируют его скитания и жизнь в городах. Здесь же состоялась презентация изданий к юбилею поэта. Впервые была представлена книга воспоминаний его родной сестры.
"Ещё поют серебряные струны" - так называлась концертная программа авторов-исполнителей Николая Цветкова и Валентины Строговой. По традиции, на берегу реки Вологды у памятника поэту состоялся гала- концерт под открытым небом. Любовь Чиркова и Александр Ерохин читали стихи, а я спел песню. Должен был исполнить две, но ограничился одной, так как начал моросить дождь, и затягивать концерт не было смысла. Вообще, в плане погоды Вологда встретила нас не очень ласково: ветер, временами - дождь, но насыщенная программа мероприятий создавала ощущение теплоты.
Мы побывали в музее на выставке изобразительного и декоративно-прикладного искусства "Живые страницы", в городском Дворце культуры послушали музыкально-поэтическую программу "Русский огонёк" бард-проекта "Благуша" из Москвы. И, наконец, день завершился в Вологодской областной универсальной библиотеке встречей с писателями и поэтами. Поднявшись на второй этаж, я увидел в фойе В.И. Лихоносова, сидящего на диванчике. Мы поговорили о Рубцове, Палькине. Я подарил ему диск со своей музыкой, где записана песня на стихи Н.Е. Палькина "Не зови меня спать, перепёлка".
На встрече собравшиеся делились воспоминаниями о Н. Рубцове, рассказывали о различных эпизодах из жизни Вологодской писательской организации, читали свои произведения. Были даже музыкальные номера.
В.И. Лихоносов рассказал о своих встречах с Рубцовым: в 1968 году - в Литинституте, в 1970 - в Вологде, когда поэт подарил ему сборник своих стихов с дарственной надписью. Сборник со временем затерялся, и вдруг, перед самой поездкой на фестиваль, Виктор Иванович его нашёл. Минутой молчания почтили память ушедших вологодских литераторов.
Вообще, посетить все мероприятия фестиваля было невозможно: большинство шло одновременно в разных местах. Многие участники отправились на автобусе в двухдневную поездку в райцентр Тотьма на экскурсию по родным местам Рубцова. Там они встречались с местными жителями, делились своим творчеством. От нас поехал А.Т. Ерохин. А мы с Любовью Чирковой должны были совместно с другими гостями фестиваля, лауреатами областных конкурсов выступать на гала-концерте "Минуты музыки", посвящённом Рубцову.
Этот гала-концерт запомнится мне на всю жизнь, так как проходил, можно сказать, в экстремальных условиях: холодный, сильный ветер, температура - не выше десяти градусов. Большинство участников выходило на огромную, собранную из металлических конструкций, продуваемую насквозь сцену, в куртках и пальто. Я тоже вышел в куртке. Мой номер был в середине программы, а когда я заканчивал петь, начался дождь. Концерт завершал народный артист России Александр Морозов. Он появился как-то неожиданно и сразу поднялся на сцену. Костюм и короткий лёгкий плащ не спасали его от ветра и дождя. А. Морозов поприветствовал собравшихся и спел свою знаменитую "Горницу" на стихи Рубцова. А потом Александр представил свою партнёршу и жену Марину Парусникову. Мы все ахнули, когда она поднялась на сцену в лёгком концертном платье и спела пару песен. Затем они пели дуэтом и он, обняв Марину, прикрывал её своим плащом. Оставшись один, маэстро спел попурри на темы своих известных песен, и я видел, как он отступал вглубь сцены от дождя.
Закончив петь, он очень быстро спустился со сцены. Я попытался заступить ему дорогу и крикнул: "Александр Сергеевич, разрешите сфотографироваться районному композитору с федеральным!". Но он, протаранив меня своим плечом (я почувствовал, в какой отличной физической форме маэстро), бросился к белой иномарке и буквально влетел в салон. Можно только представить, как же он замёрз, или, как говорят в народе, задубел! Мы с Любовью Чирковой огорчённо переглянулись и вдруг заметили, что дверца автомобиля осталась распахнутой. Поняв сигнал, мы подскочили к машине и по очереди сфотографировались с Александром Морозовым. После этого маэстро умчался готовиться к концерту, который он давал вечером в концертном зале "Русский дом". Там же состоялось закрытие 19-го Открытого фестиваля поэзии и музыки, посвящённого творчеству Н.М. Рубцова "Рубцовская осень".
Но на этих мероприятиях я уже не присутствовал, в это время мой поезд уходил на Москву. Уезжал я с чувством глубокого удовлетворения: познакомился с новыми интересными людьми, повидался с уже знакомыми, принял участие в двух гала-концертах и снова побывал в старинном, прекрасном городе - Вологде.