Концерты года: Ростропович и Вишневская
Месяц с лишним в Саратове гостит и работает царственная пара отечественной классической музыки – выдающийся виолончелист и дирижер Мстислав Ростропович и оперная певица Галина Вишневская. Вместе с оркестром местного театра оперы и балета они готовят "десерт" филармонического сезона – постановку "Тоски" Пуччини. Кроме первой партии в опере Галина Вишневская балует саратовскую публику сольным концертом, в котором супруг ей аккомпанирует. Саратов и для Мстислава Леопольдовича, и для Галины Павловны город особый. В двадцатых годах здесь жил отец Ростроповича, тоже музыкант, чуть позже тут осели и другие родственники по мужской линии. С более современным Саратовом семидесятых звездную пару связывает, прежде всего, многолетняя дружба с архиепископом Пименом (Хмелевским). В 1970 году в его домашней церковке Ростропович и Вишневская прошли обряд венчания.
Не только воцерковленность, но и открытая поддержка Солженицына, тесные контакты с западными музыкантами и эмигрантскими организациями слишком явно демонстрировали желание музыкальной четы жить по совести, а не социалистическим канонам. Несмотря на дружбу многих сильных мира сего, уже в 1972 году Ростропович и Вишневская – "невыездные". Еще через год им не дадут разрешение на новое выступление в Саратове, а через два – фактически выдворят из страны и лишат гражданства. В 2006 году Мстислав Ростропович вернется в Саратов, чтобы вновь дать большой концерт и принять участие в церковной службе памяти владыки Пимена.
Слово года. "Значкист"
Отдельным постановлением ЦК компартии Советского Союза усовершенствуется физкультурный комплекс "Готов к труду и обороне". Как указывается в документе, предыдущие нормативы, действовавшие более тридцати лет, отстают от требований времени и не соответствуют задачам, поставленным XXIV съездом КПСС. Вводится пять возрастных ступеней ГТО (от средних школьников до людей предпенсионного возраста) и две степени мастерства (золотой и серебряный значки). Идеальный советский гражданин в самом расцвете сил должен метать гранату почти на 50 метров, бежать стометровку за 13 секунд, подтягиваться на перекладине не менее 11 раз и уметь развести костер в условиях дикой природы.
Массированная агиткампания за внедрение нового комплекса стучится в первую очередь в двери заводских коллективов. В майские выходные все стадионы Саратова даны на откуп фрезеровщикам и кладовщицам, которые нежданно-негаданно оказались перед необходимостью сдавать этот экзамен по физкультуре. Первые результаты не слишком впечатляют: нормативы успешно сдают не более десяти процентов участников, а некоторые рабочие коллективы явно саботируют партийную и общественную инициативу.
Фонтан "Одуванчик"
Первый фонтан типа "одуванчик" (в западной традиции есть и другое прозвище – "чертополох"), созданный в 1961 году в Сиднее архитектором Бобом Вудвардом, стал классикой городского дизайна. Различные реплики этого инженерного сооружения за последние сорок лет появились в десятках, если не сотнях, городов по всему земному шару. Но Саратов был одним из первых. Как говорят, идею пролоббировал директор саратовского цирка Иосиф Дубинский, вернувшийся из творческой командировки в Австралию. Перед цирком фонтан и установили в 1972 году. Статус достопримечательности закрепляется мгновенно: площадь у фонтана становится одним из двух самых популярных в Саратове мест для свиданий. Второе находится на другой оконечности проспекта Кирова, у памятника Чернышевскому.
Порошок "Лотос"
По соседству с комбинатом химического волокна в Энгельсе запускается завод синтетических моющих средств. По сути, единственным его брендом станет главный советский стиральный порошок "Лотос". Планируется, что при достижении проектной мощности завод будет выпускать 280 тысяч пакетов "Лотоса" каждые сутки. Переход от хозяйственного мыла к синтетике – наглядная демонстрация химической революции советской промышленности. Правда, до самого развала СССР найти стиральный порошок в свободной продаже представляет некоторую проблему. Сам завод синтетических моющих средств станет известен еще тем, что окажется одним из первых отечественных предприятий в западной собственности. В 1990 году он станет частью немецкой империи "Хенкель".
Жалоба года. Винные автоматы
Открытия года:
– Саратовский оросительно-обводнительный канал.
– Бассейн «Дельфин» на 2-й Дачной.
– Комбинат бытового обслуживания «Новость» в Ленинском районе.
– Широкоформатный кинотеатр «Россия» в Балаково.
– Рынок Волжского района на ул. Леонова (ныне – Соляная).
– Универсам «Магистраль» в районе станции Саратов-2.
"На Аткарской улице, возле вокзала, Кировский райпродторг установил автоматы по продаже вина. С утра до ночи здесь толпятся любители выпить. Среди них и те, кто уже еле держится на ногах, и подростки: автомат не различает, кто пользуется его услугами. А ведь лицам в нетрезвом состоянии и детям продавать спиртное запрещено". Из письма саратовца Мускеева в газету "Коммунист" 1972 год – предпоследняя широкая антиалкогольная кампания советской эпохи. Государство запрещает продавать алкоголь крепостью свыше 40 градусов и еще на два часа сокращает время отпуска спиртного в магазинах. Параллельно повышается цена на водку и вводится запрет на бутылочки объемом 50 и 100 граммов (с царских времен такая тара в народе называлась "жуликами" и "мерзавчиками" за то, что вычищала карманы простого люда до копейки). В действиях власти подспудно читается желание привить гражданам культуру пития и, в частности, подтолкнуть их отказаться от употребления водки в пользу вина. Результат плачевен: божоле от шабли научатся отличать немногие, зато алкогольными хитами эпохи станут дурно пахнущие суррогатные портвейны "Агдам", "Анапа", "777" и "Солнцедар".
Теплоходы до Гамбурга
Саратов отныне может называть себя портом – если не пяти, то уж двух морей точно: Северного и Балтийского. Открывается грузовой водный маршрут Гамбург – Саратов. По нему в период навигации ежедневно ходят теплоходы смешанного типа "Волго-Балт". Товарооборот с западными странами, разумеется, был и раньше, но приходилось тратить время и средства на перевалку грузов в морских устьевых портах. Теперь эффективность повысилась, как минимум, вдвое. Маршрут сухогрузов после верховьев Волги проходит через Онежское озеро и Неву и дальше – через Балтийское море и Кильский канал. Всего без пересадок товары преодолевают четыре с половиной тысячи километров.
"Песняры"
Выходит первый виниловый альбом "Песняры" одноименной белорусской группы. Многоголосый фолк-рок минчан становится музыкальной сенсацией. Шлягер №1 с первой пластинки – народная песня "Косил Ясь конюшину". Ее задорный зачин на "ла-ла-ла" останется одной из самых узнаваемых мелодий семидесятых. На волне внезапного успеха "Песняры" дают тур по всей стране. При огромном ажиотаже публики проходит концерт в Саратове. Аббревиатура ВИА, "вокально-инструментальный ансамбль", указывает на профессиональный статус музыкантов в противовес художественной самодеятельности и авторской песне. К началу семидесятых западные рокколлективы уже неприлично популярны в Советском Союзе. Создание собственной музыкальной индустрии – запоздалый ответ на этот вызов. ВИА находятся под неусыпным идеологическим контролем. Зачастую музыканты только исполнители: играют чужую музыку, поют чужие стихи. Поощряется орнаментальная окраска: кроме белорусов "Песняров" популярностью пользуется западно-украинский ансамбль Софии Ротару "Червона Рута", узбекская "Ялла", грузинская "Орэра" и даже представитель нанайской народности Кола Бельды.
Матч столетия
Год богат на знаковые спортивные противостояния. В Канаде проходит хоккейная суперсерия "СССР – профессионалы НХЛ". На Олимпиаде в Мюнхене советская баскетбольная сборная единственный раз в своей истории обыгрывает американцев и завоевывает золото. Не меньше внимания привлекает поединок за шахматную корону в Рейкьявике: играют действующий чемпион мира Борис Спасский и претендент из США Бобби Фишер. В прессе встречу двух систем за шахматной доской заранее называют "матчем столетия". В 21 партии соперники 11 раз заключили мир, 3 раза выиграл Спасский (один раз из-за неявки претендента) и 7 побед одержал Фишер. Как и три года назад к матчу против Петросяна, тренером и секундантом Спасского является саратовский гроссмейстер Николай Крогиус. Много лет спустя он рассказал, что считает одной из причин разгрома своего подопечного негативный психологический климат в команде чемпиона. Скандалист Фишер своими постоянными ультиматумами расколол надвое коллектив. Хотя, не исключил Крогиус, в тот год американец был просто непобедим.
Алексеев и "Русское поле"
Третье место в списке лидеров советского кинопроката 1972 года, уступив лишь "Джентльменам удачи" и сиквелу "Неуловимых", занимает фильм "Русское поле" по киноповести Михаила Алексеева. История сильной женщины в русском селении (в главной роли Нонна Мордюкова) – тема довольно избитая, но по-прежнему близкая и понятная огромной прослойке "новых горожан". Уроженец села Монастырщина под Саратовом, Михаил Алексеев дебютировал в литературе военной прозой, но лучшие свои романы написал о жизни русской средней полосы в эпоху перемен. Уже в перестройку при непосредственном участии Алексеева на экраны выходит его "опус магнум" – восьмисерийный фильм "Хлеб – имя существительное", панорама сельской жизни от начала XX века до коллективизации. Сам Алексеев успеет пожить в веке XXI, станет почетным гражданином Саратовской области. В Калининске, на малой родине писателя, после его смерти начнут проходить ежегодные Алексеевские чтения.
В материале использованы фотографии с сайта oldsaratov.ru
Предыдущие материалы проекта читайте здесь