Руководитель Саратовского УФАС Людмила Борисова, привела на свое пресс-конференции несколько примеров. Так гражданину, имеющему два автомобиля, дважды пришлось застраховать свою жизнь. В частности, в отношении саратовского филиала "Росгосстраха" было рассмотрено антимонопольное дело, и компания была признана злоупотребляющей своим доминирующим положением на рынке, в связи с чем, ей было выдано предписание прекратить навязывание договоров добровольного страхования при оформлении ОСАГО. Однако сейчас это решение оспаривается в суде, поэтому действие предписания пока приостановлено. Недавно ФАС России получила от "Росгосстраха" заявление, в котором сообщается, что компания добровольно берет на себя обязательства по введению так называемого "периода охлаждения".
В течение трех дней с момента заключения страховых договоров гражданин имеет право обратиться в компанию и расторгнуть соглашение, если считает, что оно было ему навязано. При этом страховщик обязуется вернуть клиенту всю уплаченную сумму. Кроме того, организация заявляет, что провела корректировку деятельности страховых агентов: специалист, навязавший страхователю ненужный полис, будет уволен.
По информации ФАС в Саратове и области за дополнительную страховку водителям все еще приходится платить от 500 до 2 тысяч рублей, а автовладельцы сталкиваются с "нехваткой" полисов в страховых компаниях области. При этом страховщики в свое оправдание говорят о крайней нерентабельности ОСАГО из-за возросших сумм выплат и девальвации рубля, а некоторые предрекаю институту обязательно страхования автогражданской ответственности крах, в том случае, если регулятор, коим выступает Банк России, не примет мер по стабилизации ситуации посредством существенного увеличения тарифов на полисы ОСАГО.
Заместитель председателя ЦБ Владимир Чистюхин недавно подтвердил, что из-за девальвации рубля тарифы ОСАГО оказались убыточными и в итоге полисы стали недоступными для населения во многих регионах России. В связи с этим у участников рынка, возникли предложения увеличить тарифы в разы, в частности, по мнению экс руководителя Управления страховых организаций Мингосимущества России Саида Гафурова, по отдельным категориям автомобилей тариф должен быть повышен на 200 – 300 %, но в идеале, его "нужно сделать свободным". В апреле текущего года ЦБ запланировано повышение тарифа, и эксперты банка признают - повышать придется значительно больше, чем на 30%.
Мы попросили экспертов "МоейОкруги" ответить на следующие вопросы: Как вы полагаете, способно ли одно повышение тарифа вывести ОСАГО из кризиса, и каким должно быть это повышение, чтобы продажа полисов вновь стала интересна страховым кампаниям. Приходилось ли вам получать страховые выплаты по ОСАГО и готовы ли лично вы, как автовладелец, платить за полис ОСАГО на 200-300% больше?
Николай Скворцов, член Общественной палаты Саратовской области, директор Центра правовых технологий "ЮРКОМ":
Время "сливок и пенки" на рынке ОСАГО закончилось. Теперь страховщикам нужно потерпеть и не получать сверхприбыли. Такое тоже на рынке бывает. "Отпускать в свободное плавание" ценообразование на полисы ОСАГО, думаю, нельзя - слишком непредсказуемы последствия для всех российских автолюбителей. Возмещение по ОСАГО получал. Ощущение такое же, когда ты приходишь в муниципальную больницу с медицинским полисом - к тебе относятся не как к клиенту.
Александр Ермишин, предприниматель, руководитель саратовского регионального общественного движения "Жить здесь!":
Представление о том, что в итоге за все успехи нашей внутренней экономической, а также внешней политики должно заплатить население, по сути, верно, хотя и в высшей степени цинично. Когда государство сознательно (вынужденно или нет - это уж кто как сам себе разумеет) разрушает худо-бедно устоявшиеся макроэкономические отношения, нелепо надеяться, что на население это не коснется с самых разных сторон. Кроме этого, задача "вывести ОСАГО из кризиса" в отрыве от всей экономики сродни задаче построить коммунизм в отдельно взятой деревне. "Подлечив" страховщиков мы окончательно удавим транспортников, а через увеличение затрат на автоперевозки (хоть через ту же продуктовую корзину) в итоге опять же залезут в карман населению. Лично у меня такой подход ничего кроме злобы не вызывает, хоть лично я и смогу заплатить за ОСАГО на 30% больше.
Максим Фатеев, президент ТПП Саратовской области, уполномоченный по защите прав предпринимателей при губернаторе Саратовской области:
Многие автолюбители при резком увеличении ОСАГО могут уйти из правового поля, это очевидно. Следующее, я прогнозирую недовольство общественных организаций автомобилистов, которое, возможно, будет иметь подготовленный и организованный характер. Кому это надо? Чиновник из Мингосимущества понимает, что такое увеличение на 200-300 процентов, пусть и на небюджетные авто? А если авто не первой свежести, а покупать новое нет желания или возможностей? Платил человек 8000, будет 16-24.000? Это ли благоразумно? Причем, автодилеры повысили цены на новые авто в среднем от 10 до 30%. При девальвации нацвалюты на 70-80. Это и есть понимание экономики и конкуренции. А здесь экономика то где? Или тут не экономика, а корпоративные интересы? Автолюбителей обязали к ОСАГО, вот и конкурируйте на рынке страхования. Считаю, что в данном случае, надо быть аккуратным в принятии решений. Я, как авто/мото любитель плачу за ОСАГО. И даже КАСКО. И хотелось бы исполнять закон и дальше. Так не бывает, чтобы по объективным обстоятельствам страдала лишь одна сторона, в данном случае автолюбители. Понимая страховщиков, всё же советовал бы задуматься, что иногда лучше синица в руке, чем журавль в небе.