Версия для слабовидящих |
18+
Выбрать регион

Общественно-политическая газета Красногорского района Удмуртской Республики

427650, Удмуртская Республика, Красногорский район, с. Красногорское, ул. Ленина, д. 64.
телефон: +7 (34164) 2-17-68
e-mail: pobeda@udmnet.ru

Голос - божья благодать

Аплодисменты для артиста - равно как бальзам на душу. Если зал буквально готов хлопать до покраснения ладошек, то, значит, ты вышел на сцену не зря. Значит, ты принёс радость.

Все мы помним, каким добродушным и щедрым на овации был зал на шоу-конкурсе "Две звезды". Прошёл он 22 марта на сцене районного Дома культуры. Сразилось в этом певческом поединке семь пар - абсолютно разных по стилю, образам, голосам. Но победитель был выбран. Дуэт Владимира Минеева и Марины Тугбаевой стал бесспорным лидером. Зажигательная подтанцовка, яркие костюмы - это хорошо. Но главное - это верно подобранный репертуар и сочетание голосов. Голос Марины Тугбаевой - один из лучших в нашем районе. Может, это моё субъективное мнение, но, думаю, многие со мной согласятся. Что же скрывается за этим нежным тембром?

- Марина Анатольевна, чем является для Вас музыка?

- Этот вопрос я часто задаю своим ученикам, но самой ответить на него не просто. Мне вспоминается такая цитата Бетховена: "Музыка - посредница между жизнью чувств и жизнью ума". Она же, на самом деле, связана с точными науками. Близка к математике. Профессионал воспринимает музыку умом. Моцарт, например, любил математику. Его стены были увешаны примерами и уравнениями.

Музыка - это Божий посыл. Когда я родилась, маме говорили, что я не плачу, а пою. Пела всегда. Отвёртку брала у отца вместо микрофона, а диван был моей сценой. Мама старалась видеть в каждом из нас (а нас у неё - пятеро) талант. Она направляла. Мне хотелось танцевать. Меня должны были взять, но, видимо, не судьба. Хореографические занятия совпадали по расписанию с основными в школе. Записались на баян. С этого всё началось. Безумно нравилось ходить на хор. Было очевидно, что я - творческий человек и попала туда, куда нужно.

- А есть ли у Вас музыкальные предпочтения?

- Слушаю разное. Всё зависит от душевных вибраций. Если личные вибрации совпадают с вибрациями произведения, то песня приходится по душе. Лишь бы не было тяжело. Раньше у меня были любимые исполнители. Сейчас после работы стараюсь музыкой вообще не заниматься - лучше посуду помою. Всё-таки, я земной человек. Мне нужна смена деятельности. Стараюсь отвлечься. Так, чтобы 24 часа в сутки жить одной только музыкой - не могу. Лучше порукодельничаю, по хозяйству что-то сделаю.

- Что творите? В каком направлении рукодельничаете?

- Здесь для меня нет определённого направления. Я просто стараюсь что-то создавать красивое. Могу вышить картину, связать тёплую вещь. Делаю топиарии, декоративные цветочки. Совершенно спонтанно ко мне может прийти желание что-то сотворить. Цветы на шторы в свой кабинет из вуали делала почти год. Если начну, то стараюсь доделать до конца. Эти хвосты недоделанного очень тяготят.

- Почему Вы не так часто появляетесь на сцене?

- У меня нет в этом потребности. Это же творческий процесс. Здесь уж как душа пойдёт. Захочет - полетит. Бывают моменты, когда хочется закрыться, покопаться в себе. Эти моменты я воспринимаю, как переход на новый этап. Раскрываешь душу с одной стороны, хочется нового. Сцена закаляет. Выходишь и не имеешь права выдать слабину. Никогда не знаешь, что в этот момент может с тобой произойти.

- Творческие люди особенно чувствительны ко всему. Бывают ли у Вас моменты хандры или депрессии?

- Бывают состояния слегка депрессивные. Но я не имею права хандрить. Я - человек православный. С помощью веры я выхожу из этого состояния. Депрессия - это грех. Есть такие люди, которым я могу пожаловаться. Прихожу в храм, исповедаюсь, причащаюсь. Всё зависит от настроя человека. Если ты идёшь к чему-то с верой, то всё получится. Должен быть дар, невидимая связь с Богом. Некое самовнушение. Даже врачи говорят, что таблетки чаще всего помогают потому, что ты веришь в их способность снизить температуру и улучшить твоё состояние.

- Как мне известно, Вы ещё и поёте в церковном хоре…

- Примерно с 9 класса. Петь в таком хоре непросто. Тяжело. Во-первых, это старославянский текст - неудобно. Во-вторых, и это самое главное - человек должен быть духовно к этому готов. Я помню в школьные годы борьбу внутри себя - поспать или всё же пойти в храм? Но, когда мне предложили петь в хоре, бежала туда без замедления. Мне нравилось всегда акапельное пение, особое звучание в храме. Потом это вошло для меня в обязанность. Я подумала, раз Бог дал мне этот дар, надо его использовать. Когда была студенткой, тоже пела в церковном хоре, в Глазове. Там я получила хорошую закалку. Меня пригласила гениальный педагог Тамара Алексеевна Цветкова. Она дружна была с отцом Сергием (ныне - Серафимом). У неё большое сердце. На её юбилее, помню, было много народу, и каждый говорил одно и то же - сколько в ней доброты.

- А как Вы решились на участие в проекте "Две звезды"?

- Отец Владимир предложил. Начались тяжёлые поиски репертуара. За неделю до концерта нам предложили Басту с "Сансарой". Для меня это было что-то неизвестное. Какой-то Баста, ещё и неизведанное для меня слово "Сансара". Но мне понравилась песня. Я перелистывала список тех песен, которые слушала раньше. Наткнулась на песню "Счастье" из мюзикла "Ромео и Джульетта". Мы с отцом Владимиром оба - лирики. Поэтому компромисс нашли. Хотя изначально он предлагал спеть Высоцкого "Парус". Но там нужна такая подача, такой взрыв эмоций. Это не для меня. Каждому, как говорится, своё.

- Вы тонко чувствуете музыку. Пробовали сами сочинять музыкальные композиции?

- Были моменты, когда хотелось пробовать писать. Но для этого нужна теория. Композиторы знают, где какой аккорд. Стихи все писали. И я пыталась. Юморные, лиричные. В одно время упивалась Есениным. Образ есенинских напевов откладывался, и стихи писались похожие. Сейчас я приземлилась - не пишу, не сочиняю. Себя за это ругаю. Но, скорее всего, не хватает времени. Есть люди, которые, как вампиры, впитывают чужую энергию, а я отдаю всю себя. Никак иначе. Ребёнок будет с потухшими глазками, если не почувствует энергии в педагоге. Приходится поддерживать такое состояние. Поэтому гулять стараюсь каждый день. Должно быть движение, поддержка здоровья.

- Расскажите о своей педагогической работе. Как подбираете репертуар?

- В моём классе - 18 обучающихся. Но ко мне ходят все дети музыкальной школы, так как я - преподаватель хора. Через меня, можно сказать, все проходят. Для детей выбираю произведения, учитывая многие факторы. Важно, чтобы технически справились - смотрю диапазон, возраст, способности, фразировки. Одна песня может быть хороша для выступлений, другая подходит в качес- тве учебного материала. Детки молодцы, умеют собираться. Бывает, что расслабляются на занятиях, а на выступлениях выкладываются на все сто. Бывает и наоборот. Кажется, идеально подготовились, а на сцене - неудача. Ещё важно для меня, чтобы дети хорошо смотрелись на сцене. Что ни говори, но хоть мы занимаемся слушательским искусством, но, в первую очередь, зрители оценивают внешний вид. Считаю, что это правильно. Человек всегда должен выглядеть хорошо. Человек - это образ Божий. Не ухаживать за собой - это вероломство. Опрятный и аккуратный вид - дань уважения к своим окружающим.

- А если взрослый человек изъявит желание научиться петь или играть на музыкальном инструменте, может у него это получиться?

- Для себя в любом возрасте можно научиться всему. Что уж там говорить, если люди в 60 лет садятся на шпагат? Всё зависит от стимула. Нужно осознать, для чего тебе это. Как проверить твоё это дело или нет? Если тебе это надо, пусть даже сразу не получается, ты всё равно возвращаешься к этому. И так до тех пор, пока не научишься.

- А что Вам ближе: занятия вокалом или инструментом?

- Вокал. В институте занимались академическим вокалом. Педагог разглядел во мне способности. Микрофон для меня был всегда некой защитой. Но, когда впервые мне предстояло выступить перед публикой без микрофона, всё получилось не очень хорошо. И я помню, что от волнения издала не очень красивый звук в начале. Но не растерялась - с горем пополам допела до конца. Потом я себя очень ела, как же мне было стыдно и позорно! Со временем понимаешь - волнение нельзя убрать, нужно сделать так, чтобы его не было видно.

- Голос - это Ваша ценность. А как за ним ухаживать, чтобы его сохранить?

- Голос - очень тонкая материя. Надо его беречь. Вокалисты обязательно всегда высыпаются, нужно хорошо питаться, поменьше нервничать. На голос влияет даже погода. Если за окном мрачно, если внутри тебя солнышко не проснулось, то и голос не проснётся. Труд оперного певца, к примеру, сравнивают с работой шахтёра. А вообще, я считаю, что пение - это необходимость. Это полезно для здоровья. Через голос, через звук душа очищается.

Фото из личного архива.

Автор: Ольга Дьяконова

По этой теме: Красногорская ДШИлюди делалюди районавокалистыпедагог

Лайкнуть:

Версия для печати | Комментировать | Количество просмотров: 416

Поделиться:

Загрузка...
ОБСУЖДЕНИЕ ВКОНТАКТЕ
МНОГИМ ПОНРАВИЛОСЬ
НародныйВопрос.рф Бесплатная юридическая помощь
При реализации проекта НародныйВопрос.рф используются средства государственной поддержки, выделенные в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 No 79-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом ИСЭПИ
ПОПУЛЯРНОЕ
ВИДЕО
Яндекс.Метрика