- Галина Агафоновна, с появлением электронных трудовых книжек что будет с бумажными?
- С 1 января работодатели начнут ежемесячно предоставлять нам информацию обо всех изменениях в положении работников в электронном виде. А работники до конца года должны выбрать, оставить бумажную трудовую книжку или перейти на электронную. В первом случае для сотрудника ничего не изменится, но работодатель будет вести его трудовую сразу в двух форматах. Во втором случае бумажную трудовую работнику отдадут на руки, и останется только электронная версия. У тех, кто в 2021 году впервые устроится на работу, трудовые книжки будут только в электронном формате.
- Если нам, работникам, понадобится выписка из трудовой книжки, что делать? Идти в Пенсионный фонд?
- Выписку из трудовой книжки можно распечатать самостоятельно из личного кабинета на сайте ПФР или портале госуслуг, можно получить в МФЦ или клиентской службе фонда. Она сразу будет заверена электронной подписью и действительна во всех инстанциях. Кроме того, в личном кабинете на сайте ПФР можно будет наблюдать за всеми вносимыми в неё изменениями. У электронной книжки есть преимущество перед бумажной, которую можно потерять или испортить. В случае с электронной восстановить данные можно одним нажатием кнопки.
- А есть гарантия, что информация не потеряется? Что данные не будут уничтожены или искажены, например, из-за хакеров?
- Пенсионный фонд много лет работает с персональной информацией, и у нас накоплен большой опыт. Для обеспечения сохранности и достоверности хранящейся у нас информации применяется самое современное оборудование, использование которого одобрено и рекомендовано специалистами в области защиты информации. Так что, потери данных можно не опасаться.
- Можно ли будет сохранить бумажную трудовую книжку?
- Можно. Для этого необходимо подать работодателю соответствующее письменное заявление в произвольной форме до конца 2020 года. В этом случае с 2021 года бумажную трудовую книжку продолжат вести одновременно с электронной. Если же работник не подаст такое заявление до 31 декабря 2020 года, работодатель также продолжит вести трудовую книжку на бумаге.
- В каком случае нельзя будет сохранить бумажную трудовую книжку?
- Если сотрудник впервые устроится на работу с 1 января 2021 года. У таких работников данные о трудовой деятельности будут вестись только в электронном виде.
- Кроме работников, нашу газету читают и работодатели. В течение какого периода им будет необходимо предоставлять сведения в Пенсионный фонд?
- С 1 января 2020 года сведения о трудовой деятельности будет необходимо предоставлять в ПФР ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчётным.
С 1 января 2021 года сведения в случаях приёма на работу или увольнения должны будут представляться не позднее рабочего дня, следующего за днём приёма на работу или увольнения.
- Как можно будет получить сведения из электронной трудовой книжки?
- Сведения из электронной трудовой книжки можно будет получить через личный кабинет на сайте Пенсионного фонда и на сайте Портала государственных услуг.
Информацию из электронной трудовой книжки можно будет получить также в бумажном виде, подав заявку работодателю (по последнему месту работы), в территориальном органе Пенсионного фонда России, в многофункциональном центре.
- В отличие от бумажной версии, какая ещё информация будет содержаться в электронной трудовой книжке?
- Обе книжки почти идентичны.
- Как можно будет предъявлять электронную трудовую книжку при устройстве на работу?
- Информация представляется работодателю либо в распечатанном виде, либо в электронной форме с цифровой подписью. И в том, и в другом случае работодатель переносит данные в свою систему кадрового учёта.
- При увольнении информация о трудовой деятельности будет фиксироваться только в электронном виде?
- Нет, при увольнении работодатель будет обязан выдать сведения о трудовой деятельности либо на бумаге, либо в электронном виде. В случае сохранения бумажной трудовой книжки, данные будут фиксироваться в ней.
*Фото автора.