Все соседи спокойно доверяли ей своих деток, отлучаясь в магазин или по каким-то важным делам. И её всегда окружали малыши, с восторгом взиравшие на свою наставницу, которая сама была всего на 2-3 года их старше.
Поэтому не удивительно, что в школе, начиная с 5 класса, у неё появилась постоянная общественная нагрузка - пионервожатая. Впрочем, у Любы на всё находилось время, так что старшеклассники единогласно избрали её секретарём комсомольской организации школы. А должность комсомольского вожака филологического факультета Глазовского пединститута стала логическим продолжением школьной жизни.
С выбором факультета тоже проблем не было, немного, правда, колебалась между историческим и филологическим, но любовь к чтению перевесила. Студенческая пора для многих - насыщенная, интересная, незабываемая: всевозможные конкурсы и фестивали, экскурсии в другие города, "капустники", стенгазеты, шефская помощь селу... Кстати, как раз поездка "на картошку" стала для неё судьбоносной.
Изначально в деревню Артык Красногорского района должна была поехать другая группа, не Любина, а послали их. Изначально Игорь Прокашев должен был вернуться со службы из армии на полгода позже, но Михаил Горбачёв издал указ, по которому солдаты-срочники, до призыва в армию являвшиеся студентами, демобилизовались к началу учебного года в вузах. Поэтому симпатичная, жизнерадостная второкурсница и подтянутый, обаятельный "дембель" просто не могли не встретиться на танцах в деревенском клубе. Сначала прилежная студентка не придала этому знакомству особого значения, но целый год дружбы "по переписке" изменил её отношение к молодому человеку, раскрыл её с новой, неожиданной стороны. Его глубокие, искренние, "родные" письма позволили лёгкой симпатии перерасти в более серьёзное чувство - любовь.
В 1993 году Любовь Николаевна Прокашева вернулась сюда, в Артыкский клуб, который сыграл такую огромную роль в её судьбе, в качестве заведующей, пройдя несколько вех своей жизни - свадьба, рождение первого ребёнка, академический отпуск... Довелось также год поработать в Васильевской школе учителем 1 класса и вожатой. Каждое утро отправлялась она вместе с артыкскими ребятами в неблизкий путь - до Васильевского, по лесу. Дети радовались: "Хорошо, что тётя Люба с нами, с ней не страшно!" А "тётя Люба", городская девчонка, боялась не меньше, чем ватага школьников, но храбрилась, не показывала вида...
В 1995 году Любовь Николаевна пришла в Красногорскую среднюю школу на должность старшей вожатой, в 1996 году стала заместителем директора по воспитательной работе, вела классное руководство, продолжая учиться заочно. В 1999 году ушла в декретный отпуск со вторым ребёнком, но уже через год вернулась к любимой работе - дома не сиделось, да и проще было влиться в рабочий процесс не в середине, а в начале учебного года.
С 2010 года Л.Н. Прокашева - бессменный заместитель директора Красногорской средней школы по воспитательной работе. А ещё ведёт уроки в 8 и 11 классах, в 11 классе - классный руководитель. С огромным уважением отзывается о ней директор школы Алексей Вениаминович Иванов:
- Любовь Николаевна - ответственный, исполнительный работник, требовательный и к себе, и к подчинённым. Вся документация у неё в идеальном порядке, а бумажной работы, поверьте мне, более, чем достаточно. Я ценю её за творческое начало, креативность, инициативность. Она - куратор всех общешкольных массовых мероприятий. Под её началом были созданы и работают Совет отцов, наркопост, стартовала школьная спартакиада, в которой принимают участие и ученики, и учителя, и родители.
И этот список можно продолжить. По инициативе Л.Н. Прокашевой в школе проводится фестиваль "Радуга талантов", который предусматривает не только обычные номинации ("вокал", "хореография", "чтение стихов и прозы"), но и оригинальный жанр, в его рамках можно, например, собрать на скорость кубик Рубика. То есть каждый ученик может здесь продемонстрировать свои способности. Ежегодно, чередуясь, проходят фестивали патриотической песни и смотры песни и строя. Обожают ребята участвовать в играх КВН, которые, за исключением последних двух-трёх лет, Любовь Николаевна организует каждую осень. Запомнился всем осенний бал, который она придумала провести в стиле "ретро", когда и ученики, и их наставники дружно пели в караоке песни 80-90-х годов, и старшеклассники смогли убедиться, что учителя могут не только преподавать и строго с них спрашивать, но и веселиться.
- Я люблю, когда школа живёт одной идеей, - признаётся моя собеседница, - когда готовится к какому-нибудь мероприятию. Идёшь по коридору и слышишь то из одного кабинета, то из другого звуки репетиций: музыку, песни, декламацию, взрывы смеха...
Признаюсь честно: мне всегда нравится ходить на праздничные линейки 1 сентября или 25 мая именно в Красногорскую среднюю школу. И не только потому, что я её окончила и считаю родной, на этих линейках всегда царит добрая, светлая атмосфера, здесь всегда по-домашнему, по-семейному тепло и уютно. Мне приятно было узнать, что все сценарии "Последних звонков" и выпускных вечеров Любовь Николаевна пишет сама, причём, каждый раз - новый, неповторимый, эксклюзивный вариант, исходя из индивидуальных особенностей именно этих, нынешних, ни на кого не похожих, выпускников. И каждый раз на глазах у всех, даже самых "отъявленных" двоечников и хулиганов, блестят искренние слёзы.
Спрашиваю мою героиню: "Вы начинали работать в 90-е годы. Трудно, наверное, приходилось?"
- Да, нелегко, - соглашается она, - но, в то же время, очень интересно. Время было такое - общественная мысль бурлила, и школьники философствовали, рассуждали, высказывали оригинальные, интересные суждения. Сейчас у ребят "клиповое" мышление, они не могут подробно изложить свою точку зрения, "развернуть" своё мнение. Задаёшь им сочинение, а они, в первую очередь, спрашивают: "На сколько слов?"
- И в то же время, - продолжает она, - современные дети более "продвинутые", быстрее соображают, лучше разбираются в оргтехнике и гаджетах, у них шире кругозор...
Задаю ещё один вопрос: "Вам пришлось работать и со средним, и со старшим звеном - с кем проще?"
- В каждом возрасте есть свои плюсы, - дипломатично отвечает моя собеседница. - Младшенькие подкупают тем, что тянутся к тебе, полагаясь и доверяя во всём, их характеры ещё податливы, их можно формировать, "лепить" под себя, прививать свои взгляды, принципы и убеждения. А со старшеклассниками общаешься на равных, как со взрослыми, обсуждая важные человеческие ценности: любовь, семья, место в жизни.
- Мне и произведения проще с ними разбирать не с точки зрения теории литературы или литературной критики, - убеждённо говорит она, - а на конкретных примерах, современных фактах и реалиях.
Вообще, Любовь Николаевна считает себя человеком приземлённым, в хорошем смысле этого слова, поэтому из всех литературных жанров предпочитает реализм. Ей нравится творчество Тургенева, Бунина, Куприна. Из современных авторов предпочитает тех, кто пишет о 60-70-х годах, годах её детства (даёт о себе знать ностальгия). Но не чужды ей и стихи Анны Ахматовой. Чтение для учителя русского языка и литературы - не хобби, а профессиональный долг. Поэтому своим любимым занятием, своего рода, релаксацией считает уборку. Кто-то из мудрых сказал: "Порядок в доме - порядок в голове и в душе". Любовь Николаевна привыкла следовать этому принципу. Иногда Игорь Борисович, не удержавшись, даже выговаривает жене: "У тебя уже и так всё сверкает чистотой, сядь, отдохни, угомонись..."
И ещё она любит готовить. Наверное, это память детства: в родительском доме (к сожалению, они рано ушли из жизни) с утра всегда пахло свежей выпечкой. И поэтому Любовь Николаевна, когда приезжают дети, стремится наготовить самых разнообразных "вкусняшек", устроить домашним "праздник живота", как выражается её супруг. А фирменное её блюдо - торт "Черепаха", который встречают на "ура" и родственники, и друзья семьи. Но сама Любовь Николаевна считает, что её пироги и шанежки проигрывают тем, что пекла её мама, и ни в какое сравнение не идут с табанями и перепечами свекрови, Нины Константиновны.
Прокашевы воспитали двух сыновей. Старший Александр работает в "Удмуртнефти", он женат, у них растёт дочка София, которой уже исполнилось 3,5 года. Саша, в своё время увлекался волейболом. Младший, Денис, учится на втором курсе юрфака Ижевского университета, живёт вместе с семьёй брата. Его хобби - танцы, долгое время посещал студию эстрадно-спортивного танца "Зеркало", играл в баскетбол. Любовь Николаевна "и трое её мужчин", как она называет свою семью, время вместе проводят не часто - все очень заняты. Но когда всё же удаётся собраться, любят посидеть у пруда с удочками, съездить в деревню, в Воткинск, откуда она родом и где проживает её брат, посетить могилки её родителей (обычно на Троицу). Брат с женой тоже навещают родных в Красногорском. Сноха во время этих своих приездов фотографирует все понравившиеся клумбы в нашем селе: цветы - её страсть.
Во время отпуска Л.Н. Прокашева, как и все, наверное, обычно проводит в будничных делах, хлопочет на небольшом огородном участке, делает заготовки. Но первые его дни посвящает заветной папочке, в которой собраны записочки, открытки, тетрадные листочки с благодарными отзывами в свой адрес, с пожеланиями, воспоминаниями, "приколами" выпускников. Перечитывает их: некоторые - улыбаясь, некоторые - смахивая слезу. Она до сих пор, спустя годы, помнит всех своих учеников в лицо и по именам, знает, кто где живёт, чем занимается, при встрече интересуется делами, созванивается и переписывается в соцсетях.
День учителя, наверное, не случайно отмечается осенью. Всё логично: начало учебного года, золотая пора - всё так празднично, ярко, нарядно. А ещё осень - источник вдохновения, не зря поэты так её любят. Пусть будет неиссякаемым источником вдохновения для моей героини не только осень, но и все времена года. Оно ей так необходимо для работы.