О непростых буднях социальных работников мы беседуем с заведующей отделением О.А.Зориной.
- Ольга Александровна, давно Вы работаете в этой сфере?
- Я получила высшее экономическое образование, но так вышло, что выйдя из декретного отпуска устроилась в КЦСОН в отдел кадров. Отделение социального обслуживания в то время возглавляла Татьяна Владимировна Дюкина. Она собиралась уйти на заслуженный отдых и решила в моём лице подготовить себе замену. Так что в этой должности я уже шестой год.
- Расскажите о коллективе, которым руководите.
- Коллектив, в основном, женский, так как обязанности - специфические: стирка, уборка, приготовление еды. Исключение составляет Виталий Иванович Сигов, принятый на 0,2 ставки - он прикреплён к инвалиду-колясочнику, так как здесь требуется именно мужская сила.
Текучести кадров у нас, практически, нет, все социальные работники имеют стаж не менее десяти лет. Правда, недавно в Кокмане приняли нового человека, так как здесь пришлось открыть дополнительную ставку - появилось много желающих получать обслуживание на дому.
Работа социального работника очень непростая, она, во-первых, связана с физическими нагрузками - приходится много ходить (а тем более на периферии, где обслуживаемые проживают в разных деревнях), выполнять трудоёмкую работу. Во-вторых, имеет место эмоциональный момент: пожилые люди бывают, порой, капризны, забывчивы, нервозны, поэтому социальному работнику нужно быть ещё и психологом, чтобы найти индивидуальный подход, общий язык и взаимопонимание со своим подопечным.
За время моей работы я не помню ни одного случая, когда бы возник серьёзный конфликт между обслуживаемым и социальным работником. Наоборот, "наши" бабушки и дедушки, чей средний возраст примерно - 80 лет, настолько привыкают к "своим" работницам, что просят их ни в коем случае не менять, тяжело переносят даже краткую разлуку на время их отпуска, воспринимают их, как членов семьи - с нетерпением ждут, делятся проблемами, рассказывают о болезнях, просто "отводят душу" в разговорах. Одним словом, без нас им никак не обойтись.
Я навещаю обслуживаемых, а их в районе насчитывается 152 человека, не реже одного раза в квартал, и на вопрос "Есть ли жалобы?" обычно получаю ответ: "Никаких!" Наоборот, хвалят своих социальных помощниц за то, что сами "видят" работу, знают, чем конкретно сегодня нужно заняться, учитывают вкусовые предпочтения своих подопечных, покупая в магазине продукты. А ведь нагрузка у социальных работников довольно большая - не менее девяти человек на каждого!
- Какие виды услуг оказываете своим обслуживаемым?
- Дело в том, что у нас существует два перечня услуг. Первый - гарантированных услуг, который действует на территории всей России, как в городской, так и в сельской местности. Всего их около 35 наименований. И второй перечень - платных услуг, востребованных только в наших, сельских, условиях. Это: вскопка грядок, окучивание, прополка, доставка дров, побелка печи и тому подобное.
К сожалению, в последнее время нагрузка на социальных работников возросла, поэтому на беседы остаётся меньше времени. Хотя, пообщаться со своими подопечными они успевают и во время работы. Раньше наши работники были обязаны посещать обслуживаемых и в течение длинных выходных, например, в новогодние каникулы. Но в последнее время, с учётом того, что пожилых людей в праздники приезжают навещать дети и родственники, они не обязаны выходить в эти дни на работу. Но некоторые, как говорится, по зову сердца и души проведывают "своих" бабушек и дедушек (особенно одиноких) и в праздники.
- Сказалась ли на вашей деятельности пандемия?
- Конечно сказалась. Весной, когда многие учреждения и организации закрылись или перешли на сокращённый график, мы продолжали работать в полноценном режиме. К тому же, по распоряжению главы региона, всем категориям обслуживаемых граждан в обязательном порядке бесплатно предоставлялась услуга по доставке продуктов и медикаментов. Все наши работники на период пандемии обеспечиваются масками, перчатками и антисептическими средствами. Два человека прошли специальное обучение и имеют право (исключительно только они!) ухаживать за обслуживаемыми, заразившимися коронавирусом.
Вообще, я считаю, что социальные работники, наряду с медиками, находятся в группе риска: переходя из дома в дом, общаясь с большим количеством народа, чаще бывая в аптеках и магазинах, они больше подвержены возможности подцепить инфекцию. Но ни один из них не жалуется, не ропщет, а продолжает выполнять свои повседневные, на первый взгляд незначительные, но такие важные и нужные обязанности.