Светится монитор ноутбука с открытым файлом на школьную тематику, на столике лежит стопка тетрадей, ждущих проверки.
- Надо подготовиться к завтрашнему дню, - поясняет моя соседка. – Мои дети постоянно удивляются – мама, ты уже столько лет работаешь, можешь провести уроки и без подготовки. А я так не могу – завтра новый день, значит, нужно узнать и дать ребятам что-то новое. Жизнь не стоит на месте.
- Волнуетесь перед занятиями?
- Сейчас уже нет, а когда только начинала работать в школе, очень волновалась. Это же такая большая ответственность.
Наталья Анатольевна всегда хотела быть учителем. И именно начальных классов. В другой профессии она себя не представляла и не представляет до сих пор. В выборе жизненного пути большое влияние оказала её бабушка, которая тоже была педагогом. Она всегда говорила: "Если решила стать учителем, то надо быть Учителем с большой буквы".
- Всегда вспоминаю её, как она сидит дома, проверяет тетрадки, - рассказывает учительница, - иногда Марина, моя сестра, помогала ей. Мне ещё не доверяла – не доросла.
После окончания школы поступила в Глазовский педагогический институт, учёба давалась нетрудно, хотя, чего греха таить, иногда экзамены сдавала на "тройку", тогда приходилось до следующей сессии сидеть без стипендии. Но этот факт никак не охладил интереса к учебному процессу.
- Жили мы очень дружно, - вспоминает она, - появилось много друзей, подруг, с которыми до сих пор общаемся в соцсетях, делимся своими радостями и огорчениями. Многие из них тоже до сих пор работают в школах по всей республике и за её пределами.
Я с детства любила петь, эта любовь передалась мне от родителей, в институте не бросила своего увлечения, у нас был свой ансамбль, мы репетировали, выступали на сцене.
Наталья Анатольевна пришла работать в Красногорскую начальную школу. Здесь она проходила и практику, очень благодарна своей наставнице Светлане Анатольевне Хариной, многое она дала молодому специалисту. Тогда школа располагалась в старом деревянном здании, там стояли старомодные парты, начинали учиться, как поётся в песне, чуть ли не "тонким пёрышком в тетрадь". Детки приходили, не зная букв, не умея читать.
- Нынешнее оснащение школ ни в какое сравнение не идёт с тем, что было, - сопоставляет факты учительница. - Да и само обучение очень сильно изменилось. Сегодня нужно заниматься самообразованием, без него – никуда. Я самостоятельно изучаю новые программы, участвую в различных конкурсах. Три года назад приняла участие в конкурсе среди учительских династий. Я рассказала о своей: о бабушке, дедушке – он был историком. Моя мама работала в школе, папа – в детском саду, Марина – в средней школе, старший сын Антон в то время уже трудился в детском доме, Иван окончил педагогический институт – вот такая династия. В прошлом году подвели итоги конкурса, моя работа оказалась в пятёрке лучших. Недавно позвонили, пригласили в числе других конкурсантов на награждение.
- Своих детей Вы учили?
- Да, Антон часто вспоминает, как трудно ему приходилось в гимназии. Как ему доставалось больше всех от меня, как я его к доске вызывала чаще других. Не было никаких поблажек. Но сейчас он благодарен мне за это. Аня тоже довольна, что я её в пять лет учиться отправила. Научила читать за летние месяцы, и осенью она пошла в школу. Сейчас ей всего десять лет, а учится уже в 6 классе.
- Что для Вас самое трудное в профессии?
- Найти общий язык с детьми, с их родителями. Кстати, родители мне очень помогают – организуют и участвуют во внеклассных мероприятиях. Мы часто их проводим, стараюсь, чтобы детям было интересно не только на уроках, ездим с детьми в Глазов, Ижевск – вместе отдыхаем, смотрим кинофильмы, посещаем зоопарк.
Учителя "взрослых" школьников иногда говорят, мол, какие в начальной школе могут быть проблемы? У вас там всё просто. Если к делу относиться с душой, легко нигде не бывает. Было время, когда не хватало педагогов, я замещала учителя по литературе в средних классах. Могу сказать, что там - свои проблемы, у нас в начальной школе – свои. Честно говорю, что я бы, наверное, не смогла вести ребят до выпускного класса. Может, быть до пятого, но не дольше. Начальная школа – это моё.
Мы долго разговаривали с Натальей Анатольевной о школьных делах, о детях, о взаимоотношениях с их родителями, о прекрасном педагогическом коллективе, о новых технологиях, о трудных девяностых годах.
Но на столе ждала стопка тетрадок, светился экран монитора. Учителю нужно было готовиться к завтрашнему дню. Завтра 22 маленьких человека будут вновь ловить каждое слово педагога.
На прощание Наталья Анатольевна почитала стихи, наверное, они отображают самую суть её профессии:
Учитель я, а не поэт,
Но славу школе воспою.
Я в двадцать лет дала обет
И сердце детям отдаю.
Своей профессии, детям
Я буду предана всегда.
Горжусь я этим званьем этим,
Учитель – это навсегда.