Версия для слабовидящих |
18+
Выбрать регион

Общественно - политическая газета Княгининского района Нижегородской области

606340, Нижегородская область, Княгининский район, г. Княгинино, ул. Ленина, д.40
телефон: +7 83166 4-13-83
e-mail: pobeda_kng@mail.ru

Подводник с "Чёрной дыры"

Служба во флоте во все времена считалась почетной и при этом нелегкой в физическом и психологическом отношении. Но те, кто ее прошел, проносят память о сослуживцах-моряках и приобретенные на палубе знания через всю дальнейшую жизнь.

Многие княгининцы служили в ВМФ Советского Союза, а теперь России. Один из них - Сергей Юрьевич Тесаков. Родился он в городе Горький, затем с родителями переехал жить в Набережные Челны. Там он окончил школу и поступил в Камский государственный автомеханический техникум, получил образование по специальности "Техник технологии машиностроения". В Набережных Челнах он и призывался служить в вооруженные силы СССР.

- Это было в начале 1990 года. После медицинской комиссии мне сообщили в военкомате, что служить предстоит в военно-морском флоте. Принял я эту новость очень хорошо. По распределению попал в учебную часть во Владивосток. Не скрою – было сложно. Нам давали обширные знания о кораблях, подводных лодках. Мое образование механика очень помогало, - вспоминает С.Ю. Тесаков.

В учебке он полгода постигал все тонкости военно-морской службы. Регулярно проводились учебно-тренировочные комплексы, где юноши "горели", "тонули" и боролись со стихией.

- Самое страшное на подводной лодке – это пожар. Пробоины и течь можно устранить, а пожар – это беда. Все коммуникации и провода идут по борту, малейшее возгарание может лодку обездвижить, обесточить и полностью лишить "жизнеспособности". В отношении противопожарной безопасности все под строжайшим контролем. И не дай Бог что-то проследить – из-за одного человека может погибнуть весь экипаж. Ну а если в каком-то из отсеков все же случается пожар или другое ЧП, то ты должен бороться за подводную лодку даже ценой своей жизни. Таков закон моряков, - рассказывает Сергей Юрьевич.

После учебки по распределению Сергей Тесаков был направлен в 19-ю бригаду подводных лодок Тихоокеанского флота Советского Союза. По решению высшего командования две лодки с этой бригады переправили в Петропавловск-Камчатский, где и проходил дальнейшую службу Сергей.

- Я находился на дизельной электролодке "Варшавянка", был мотористом. Мои обязанности на данном посту - четко следить за работой дизельгенератора, проводить его ремонт, если это необходимо. Дизельгенератор вырабатывает ток для зарядки аккумуляторов лодки. Наша лодка базировалась в Авачинской бухте, в поселке Сельдевая. Эту бухту называют еще "осиное гнездо". Там сосредоточен стратегический Тихоокеанский флот. Находились в этом месте подводные и надводные, большие противолодочные и малые противолодочные корабли. Наша лодка "Варшавянка" считалась многоцелевой, в Авачинскую бухту ее перебросили для усиления этой базы. Мы патрулировали Охотское и Берингово море, - продолжает Сергей Юрьевич.

Как вспоминает С.Ю. Тесаков, особенно тяжело было в учебке: недосып, постоянные физические нагрузки, строевая подготовка и политзанятия отнимали много физических сил. Когда же началась служба на подлодке, все стало по-другому. Распорядок дня сменился. Дни шли размеренно. Экипаж состоял из пятидесяти человек. Атмосфера внутри коллектива была дружелюбная, без дедовщины.

На флоте существуют свои, характерные только для моряков, традиции и законы, которые каждый уважающий себя моряк, независимо от звания и должности, обязан соблюдать и исполнять. Самым запоминающимся моментом, который помнит Сергей Юрьевич до самой малейшей детали, был обряд посвящения в подводники.

- Это особый ритуал: лодка погружалась на определенную глубину, в плафон освещения за бортом наливали горько-соленой морской воды, ее надо было выпить залпом. Затем к потолку подвешивали раскачивающуюся кувалду, которую снизу мазали мазутом. Ее надо было поцеловать без вреда для здоровья. Чтобы утереться, вместо салфетки давали наждачную бумагу. Обряд посвящения проходил в присутствии всех членов экипажа – это было свято. После того, как все испытания были пройдены, вручалось удостоверение подводника, а в качестве подарка – много шоколада и сушеная рыба. Пройдя обряд посвящения в подводники, ты становился полноправным членом экипажа, - с особым чувством рассказывает моряк-подводник.

Погружаясь под воду, моряки не испытывали волнения и уж тем более не думали ни о каком страхе, только ответственно несли свою вахту. В плавание лодка уходила на 2-3 недели, после чего экипаж возвращался на берег. Дальнейшая служба проходила на суше, где постоянно проводились учения. Моряк должен быть всегда готов к ситуациям любой сложности, поэтому все навыки оттачивались до совершенства. А потом снова в море.

Но не только суровые будни с учениями и походами были в армейской жизни нашего героя. После возвращения с заданий экипаж часто отправляли отдохнуть в военный санаторий "Паратунка", где бьют горячие источники и круглый год можно купаться под открытым небом, не замерзая. После похода отдых в санатории был отличным способом восстановления сил.

- Каждое судно, как и человек, имеет свой голос, и по шуму двигателей можно определить, какое движется. "Варшавянка" считается одним из самых малошумных судов в мире, что достигается благодаря электрическому двигателю и особой конструкции корпуса. В НАТО из-за этого лодка получила название "Черная дыра", - продолжает свой рассказ Сергей Юрьевич.

Экипаж подводников на "Варшавянке" был многонациональным. На флоте служили и узбеки, и молдаване, и украинцы. Служба Сергея Юрьевича пришлась на времена распада Советского Союза, и уже к завершению сроков службы из других союзных республик призывников не было. В конце 1993 года С.Ю. Тесаков вернулся домой.

Придя из Армии, волею судьбы Сергей Юрьевич попал в Княгинино. Создал семью, так и остался здесь жить. С 1994 года наш город он считает родным. Да это так и есть, ведь в Княгинине Сергей Юрьевич живет гораздо дольше, чем в любом другом месте. Все время он посвящает семье и работе. Есть у него и увлечение с детства. Мужчина собирает коллекцию отечественных моделей машин. И эта коллекция насчитывает более двухсот экземпляров. В нее входят модели грузовых, легковых автомобилей и спецтехники в масштабе 1:43.

Сейчас жизнь Сергея Юрьевича идет размеренными шагами, но незабываемыми остаются воспоминания о море, о камчатской природе, о вулканах и сопках. Еще жива память о сослуживцах, которых разбросала судьба по разным точкам на карте мира. О службе во флоте, которая тяжела и физически, и морально, вспоминает Сергей Юрьевич всегда с особым чувством, с благодарностью. Считает, что после нее по-другому стал относиться к жизни, смотреть на ситуации с иной стороны, повзрослел, возмужал, стал самостоятельным. Сегодняшним мальчишкам он желает обязательно пройти службу в Вооруженных силах России. Это школа, где юноши приобретают бесценный опыт, помогающий им на протяжении всего жизненного пути.

Наталья Абдалова, заведующая Морской библиотекой-музеем им. В.Г. Гузанова

Тесаков С.Ю. на фото в центре

Фото из личного архива

Автор: Наталья Абдалова

По этой теме:

Лайкнуть:

Версия для печати | Комментировать | Количество просмотров: 277

Поделиться:

Загрузка...
ОБСУЖДЕНИЕ ВКОНТАКТЕ
МНОГИМ ПОНРАВИЛОСЬ
НародныйВопрос.рф Бесплатная юридическая помощь
При реализации проекта НародныйВопрос.рф используются средства государственной поддержки, выделенные в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 No 79-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом ИСЭПИ
ПОПУЛЯРНОЕ
ВИДЕО
Яндекс.Метрика