Сохранили и приумножили
В те времена служилые люди нижегородчины, смогли живя, трудясь, сражаясь не только сохранить Отечество от польско-литовских и шведских интервентов, набегов ногайских племен и крымцев, но и расширить территорию России, прибавляя к ней все новые и новые земли. Среди служилых людей, кроме русских, были татары, мордва, чуваши, черкессы и другие народы, населявшие Нижегородскую землю.
С 1612 по 1625 годы эти народы активно участвовали в отражении агрессии ногайских племен и крымцев на алатырские земли. Алатырцы сражались со степняками в 1614, 1625 годах под г. Алатырь. Значение этих сражений весьма велико. Враг не смог проникнуть в глубь России. Вторжение носило не эпизодический характер. Степняки трижды были остановлены в Присурье и Межпьянье, служилые татары вместе с другими народами убедительно доказали правильность правительственного решения массового расселения их к востоку от Арзамаса, поскольку это расселение оказалось весьма эффективным. Ногайцев и крымцев удерживали не засеки, а открытые полевые сражения. Благодаря отваге и воинским навыкам здешних жителей тысячи русских и других народов сохранили жизни, избежали плена.
В 1615 году служилые люди влились в войско под предводительством Дмитрия Пожарского для отражения наступления польско-литовских интервентов. Мужественно сражаясь, победив врага, они понесли большие потери за период боев, многие сложили головы в боях на западных границах государства.
В течение военных компаний со времен Второго ополчения 1611-1612 годов, во главе которых стояли князь-воевода Дмитрий Пожарский и Кузьма Минин староста Нижегородского Земского Собрания (этнический татарин), служилые люди нижегородчины демонстрировали принципиальность и твердость своих убеждений, хорошие боевые навыки, военную дисциплину.
Военные события времен Великой Смуты не привели к исчезновению отдельных народов как этнического компонента Нижегородского края. На нашей территории продолжали проживать представители разных национальностей, в том числе и татары.
В глубь веков
Село Урга в современном расположении было основано не ранее 1615 года. В этот год Курмышский уезд, куда частично входили земли современного Княгининского района, должен был послать 120 человек в войска Дмитрия Пожарского, направлявшегося в поход против поляков и литовцев, а выставил всего 60 человек. Во многом именно с этим связано выделение удельных земель служилым татарам для того, чтобы были созданы крепкие хозяйства, чтобы люди могли обеспечить себя вооружением и лошадьми. И земли эти расположились у Черного леса между территориями Нутренки и Молокоедова. Однако чуть позже эта земля была отведена некоему Леонтию Высоцкому с товарищами. И в 1621 году спор был разрешен в пользу Высоцкого, и ивакаевским татарам была отведена земля к востоку от прежнего места. Им пришлось покинуть насиженные места, на которых они проживали более 200 лет. Новая выделенная земля составляла 51 четь (около 27,8 га) пашни и 429 четей (около 234 га) перелогу. Она была вся поросшая кустарником и деревьями. Переселение заняло более 30 лет, длилось вплоть до 1650 года. Сочетая службу с хозяйственными заботами, ургинцы сумели расчистить огромный земельный массив площадью около 1000 четей (примерно 545 га), сделали его пригодным для пахоты.
Самое первое название д. Урга было "Ивакаево на речке Урга". В 1643 году властями была произведена приемка расчищенных земель, которые протянулись от речки Урга до Черного леса – участки земли были поделены между татарами деревни в соответствии с трудовым вкладом и стали прибавкой к прежним окладам.
Новое жалование проходило торжественно, при участии не только ивакаевцев, но и "тутошних и сторонних людей, старых целовальников и крестьян, сколько человек пригоже понятных".
Признанному предводителю ивакаевских татар Бигилычке Сюндюкову с товарищами было разрешено поставить мельницу с малыми колесами на речке Урга, и это было оформлено постоянной владельческой выписью.
Тайны, которые хранит земля
Вся вышеперечисленная информация подтверждается архивными документами, исследованиями С. Сенюткина, А. Орлова, Н. Бедритдинова, И. Булатова. Но пожалуй самыми сенсационными доказательствами служат артефакты, найденные жителем Урги, большим энтузиастом, любителем исторических исследований Али Сафиевичем Азизбаевым. Он на протяжении 10 лет тщательно обследовал места проживания ивакаевских татар.
Уникальные предметы старины, украшения, оружие (сабли, наконечники стрел, кольчуги, топоры, секиры), найденные им, свидетельствуют о богатой культуре проживавших здесь людей. Более четырехсот предметов могли бы украсить любую историческую коллекцию, дошедшую до нас из глубины веков. Удивительно то, что некоторые найденные артефакты значительно старше XIV века. Жители Ивакаевки, очевидно, унаследовали многие предметы от своих предков, так как А.С. Азизбаевым были найдены фрагменты украшений, изготовленных в V-VII веках. Вот только некоторые заключения экспертов из Москвы:
"Это, скорее всего, Булгария. Между Окой и Волгой было отдельное государство. На элементах подвески присутствуют свастические узоры. Приблизительно V-VII век до принятия Булгарией мусульманства".
Здесь речь идет о фрагменте подвески (сережки), найденной на территории бывшей Ивакаевки летом 2018 г. Среди предметов старины, найденных А.С. Азизбаевым, есть вещи времен татаро-монгольского ига, украшения, монеты с арабской вязью, монеты с трехглавым и двухглавым орлами, сабли, топоры, секиры, крючки, ножи, наконечники стрел скифских времен, кольчуги, нательные крестики, иконки. Это неоспоримо свидетельствует о том, что на территории бывшей Ивакаевки жили и христиане, русские служилые люди, которые заселили эту деревню, переименованную в дальнейшем в Усовку, примерно в 1621-1650-х годах (подданные Леонтия Высоцкого с товарищами). Вот так тесно переплетаются судьбы двух народов, объединенных одной судьбой, служивших одной Отчизне. В коллекции А.С. Азизбаева есть просто уникальные вещи. Это и нательные крестики, иконки, георгиевские кресты, украшения, предметы домашней утвари, по которым можно судить об образе жизни, укладе людей, проживавших на территории Княгининского района в VII-XVII веках.
Сам А.С. Азизбаев, как благодарный потомок, установил памятный камень перед входом к месту захоронения ивакаевских татар на собственные средства. Старому кладбищу более 600 лет. Начали там хоронить примерно со второй половины XIV века, а последние захоронения датируются примерно XVI-XVII веками. Более шести веков прошло с тех далеких времен, но память благодарных потомков жива. Наши прародители спасали Родину от польско-литовских и шведских интервентов во времена Великой Смуты, отбивались от набегов ногайских племен и крымских татар. История помнит много славных имен.