Скромный и надежный домашний очаг
19 мая отмечался День русской печи. Такой вот интересный неофициальный праздник был придуман для главного символа крестьянского быта. Ни одну избу невозможно было раньше представить без нее.
Поддержим и мы народную традицию и вспомним добрым словом домашний очаг, который и от холода, и от голода спасает, а еще прогревает, лечит наши косточки. Думаете, в нашем газифицированном районе русские печи ушли в прошлое? А вот и нет.
Живет в селе Симбухово ветеран труда Любовь Николаевна Левашкина. Односельчане и жители близлежащих сел знают эту трудолюбивую, отзывчивую женщину как незаменимую повариху по приготовлению поминальных обедов в старинной русской печи.
В ходу у нее вся необходимая утварь: ухваты, кочережки, чугуны емкостью 12, 8, 6, 5 литров и меньше, формы (плошки) для выпечки хлеба.
Вот что она рассказала:
- У нас в Симбухове с давних пор живет обычай приглашать на поминки всё село. Можно заказать обед в столовой в райцентре, но многие предпочитают устраивать поминальную трапезу на дому.
В нашей семье помощь в приготовлении таких обедов – традиция. Моей тете, простой колхознице Антонине Степановне Щадовой, не было равных в этом деле.
Я любила помогать тете Тоне. Незаметно сама научилась этой премудрости, потом стала за главную по поминальным обедам в нашем и соседних селах.
Важно готовить обеды именно в печи, ведь она долго сохраняет тепло, аромат всех блюд. Нет надежнее ее!
Многие годы я готовлю в печи, которая досталась от моей соседки Варвары Дмитриевны Рябовой. Она прожила добрых 95 лет на этом свете (умерла 20 лет назад), мы за ней ухаживали, проводили в мир иной. А дом и сад отошли моей семье. Семнадцать яблонь лучших сортов мы посадили, яблоки мешками собирали. Но главное наследство от бабы Вари – русская печь. Варю, пеку в ней. Мне это – в радость. Помин души усопшего нужен в первую очередь нам, живым, мы поминаем умершего человека, дорожку в рай освобождаем ему. Бывало, и по 12 чугунов уставляла в печь одновременно, два по полтора ведра – под щи, 15-литровый котел – под горох, 12-литровый – на кашу, столько же – на лапшу. Щи из печи получаются особенно наваристыми, пшенная каша, горох – томленые, ароматные. А уж если все сдобрить домашним коровьим маслом…
В Симбухове есть обычай готовить на поминки кисель. Ягодный варю, темный, крутой, режу его крест-на-крест (на четыре части) и разбавляю (в разрезы) белым русским пшеничным киселем (готовится из опары, как на блины, а еще лучше – на овсяной муке). Все застывает, получается не только вкусно, питательно, но и красиво.
Мы поженились с Николаем в 1974 году. Я работала в колхозе "Симбуховский" дояркой, муж – водителем. Жили у свекрови. Печь топилась с раннего утра. На дворе корова, овцы, телята, поросята – надо было запарить корм, сделать пойло для скотины. Чугуны тяжелые приходилось ворочать.
13 лет была молокосборщицей. Зимой на лошадке в санях (летом – в телеге) объезжала частников, в день набиралось 15-17 фляг. Сдавали молоко в колхоз. Моя лошадка уже сама знала, у какого двора остановиться. План у нас шел с перевыполнением, ведь в Симбухове в 80-е годы насчитывалось четыре частных стада.
Вечером придешь с работы и – на печку, прогреваться. У нас и дети с ней выросли. Сын Александр с семьей живет в Саранске, дочь Татьяна Луконюшкина – в Починках. До сих просят, когда ко мне приезжают, чтоб еду приготовила в русской печке. Щи, каша, картошка на топленом молоке, да все что угодно в ней – самое вкусное, напоминает им детство.
- Любовь Николаевна, а какие дрова обычно идут на растопку печи?
- Любые. Дуб, береза, сосна. Дубовые очень сильно горят, жар от них сильный. Для пирогов я их не беру. По 80 штук для поминок пеку. Хлеб белый, пышный, хрустящий у меня получается.
В Симбухове в 50 – 60-х годах люди мылись не только в бане, но и в печи.
- У нас дома, - продолжает моя собеседница, - была довольно просторная печь. Я маленькой свободно в ней помещалась, заслон за мной закрывали, и я мылась. Перед помывкой сажу обычно обметали веником. После такой бани мы выбегали во двор, на солому вставали, окатывались водой, споласкивались. Помню, отец как-то забеспокоился, когда мама из печи долго не выходила. Открыл заслонку, а она… уснула. Разомлела.
Вот так печь нам служила вроде жаркой бани. И, знаете, хворь, простуду как рукой снимало!
…Надо сказать, что супруги Левашкины – хозяева крепкие. Всю жизнь содержали большую пасеку, по 17 фляг меда качали. А еще оба – рукодельные. Если Любовь в поварском деле преуспела, то Николай – печных дел мастер. Может выложить русскую печь и голландку.
- Тут своя схема, свое умение требуется. Перво-наперво кирпич красный нужен, он тепло держит. Выкладывать печь нужно по своду, по кругу. Заслон – обыкновенный, из листового железа. Я и сама помогала мужу печи класть. Несложно это, главное – навык.
У нас в Симбухове многие пожилые люди до сих пор используют русские печи по назначению. Лет 15 назад из Ивашевки переехали Глаголевы – Александр и Анна, им по 80 лет. Так хозяин спит только на печи, привык. 89 лет Елене Андреевне Милютиной, она постоянно топит печь, себе еду готовит, курам запаривает корм. Нине Кузьминичне Еркиной за 70, тоже пользуется русской печью – пироги печет, щи, кашу варит.
Вот такое это чудо – наша русская печь. Как же ее сегодня не восславить!