По просьбе следственного управления СК России по Удмуртской Республике ветеран следственных органов, ныне специалист в области детской и подростковой психологии, полковник юстиции Виктория Денежная подготовила основанный на личной следственной и психологической практике материал по вопросам обеспечения безопасности детей в кибер-пространстве. В материале приведен анализ складывающейся ситуации и даны конкретные рекомендации детям и взрослым, направленные на предотвращение преступлений, совершаемых в отношении детей с использованием сети Интернет.
Выход ребенка в Интернет сегодня можно сравнить с выходом в открытый космос, потому что каждый раз это так же опасно.
Интернет создан взрослыми для взрослых. Словосочетание “ребенок и гаджеты” у многих родителей вызывает напряжение. Однако гаджеты можно сравнить с Америкой: Америку открыли, но закрыть ее “обратно” уже нельзя! Компьютер и Интернет для ребенка - всего лишь средства общения, это реальность сегодняшнего дня. Но родителям очень важно понимать следующее: прежде чем отпускать ребенка в плавание по Интернету, необходимо:
1. Самим узнать о всех рисках, которым дети подвергаются в Интернете.
2. Ни в коем случае не допускать, чтобы процесс нахождения ребенка в сети был бесконтрольным. И здесь неважно, маленький у вас ребенок, или подросток.
3. Установить запреты для ребенка (то, чего нельзя делать ни при каких условиях), обязательные к исполнению. Подробнее об этом - ниже.
4. Применять локальное программное обеспечение для защиты ребенка и ограничения его доступа к нежелательным данным (программа "Родительский контроль" и пр.).
Эффективных механизмов разграничения в глобальной сети доступа пользователей по возрасту, пока не существует, поэтому детям может быть доступен контент практически любого типа. Если у родителя нет нужных технических знаний, следует привлечь специалиста по настройке программного обеспечения для защиты ребенка.
Это требуется сделать до того, как ребенок выйдет на просторы Интернета, иначе существует реальная опасность, что он найдет ответы на свои вопросы сам, методом проб и ошибок, зачастую травматичных для его психики, жизни и здоровья. Ребенка необходимо научить пользоваться социальной сетью так же, как мы учим его пользоваться предметами быта и гигиены. Это - тоже способ освоения мира. Показать и научить!
Интернет сегодня - это слабоконтролирумая среда. Надзорные органы не успевают оперативно отслеживать и пресекать деятельность опасных агрегаторов, которые нацелены на совершение запрещенных деяний в сети, в том числе с вовлечением несовершеннолетних и малолетних.
Опасности, которые подстерегают детей в интернете:
Нежелательный контент:
легальный контент только для взрослых - как правило, это информация сексуального характера: фотографии, статьи, фильмы, товары. Но это могут быть и сайты, пропагандирующие насилие, жестокость, применение и создание оружия, секты. В реальности доступ детей к таким материалам ограничен, а в интернете открыт;
Запрещенный контент:
информация, запрещенная в большинстве стран мира - а именно, проповедующая нацизм, терроризм, расовую непримиримость, сексуальные извращения и любой порнографический контент.
К запрещенному контенту относятся также суицидальные сайты-форумы (кибер-суицид, группы по вовлечению в запрограммированное самоубийство) и наркосайты (пропаганда "пользы" употребления марихуаны, рецепты изготовления "зелья").
Важно понимать - именно этот вид контента может нанести прямой вред психике ребенка, вызвать у него разного рода расстройства либо озлобить или мотивировать вступить в какую-то запрещенную организацию.
Ребенок может попасть на сайт подобного рода случайно, делая клики на ссылки спамеров.
Травля в сети (кибербуллинг).
Сегодня это весьма распространенное явление. Это когда ребенку в социальных сетях отправляют какие-то неприятные изображения, шантажируют, оскорбляют, создают целые группы, чтобы издеваться над ним. Иногда создают от имени ребенка фейковую страницу, где размещают его личные фото (в том числе в обнаженном виде), которыми они могли завладеть обманным путем, размещая на стене тесты и объявления, порочащего содержания. Зачинщиками кибербуллинга, как правило, бывают знакомые ребенка (чаще подростка) - его дворовые товарищи, одноклассники. Таким способом они просто развлекаются. Для жертвы кибербуллинга это нередко заканчивается трагедией (суицид, суицидальные попытки). Самое страшное, что как правило, родители мало что знают об этой стороне жизни своего ребенка, о его проблемах.
Лица, целью которых является эксплуатация детей.
Речь идет об организаторах сайтов детской порнографии. Жертвой таких деяний дети становятся не за один день. Как правило, преступники скрывают свои реальные данные, выдают себя за других лиц (например, говорят ребенку:"Я - сотрудник модельного агентства"). Постепенно втираются в доверие к ребенку. Следующий их шаг - попытка (зачастую успешная) выманить у детей фото или видео в нижнем белье или в обнаженном виде. После того, как девочка (чаще обьект шантажа именно они) отправляет такие материалы, начинают предъявляться угрозы и требования, чтобы ребенок продолжал направлять подобного рода снимки. Часто дети боятся рассказать об этом взрослым, опасаясь осуждения, наказания. Такой шантаж может длиться долго и привести к ужасным последствиям.
Лица, целью которых является растление малолетних либо совершение преступлений против их половой неприкосновенности (маньяки, педофилы).
Это как раз тот случай, когда преступник (40-летний дядька) создает аккаунт от имени 13 девочки, знакомится с будущей жертвой, приглашает ее встретиться и погулять.
Опасные агрегаторы фото и видео.
Сейчас много сервисов, где люди выкладывают различные видео о своей жизни. Дети и подростки часто размещают там материалы эротического характера. Все действия совершаются как будто бы добровольно. Но такой поступок имеет отложенный эффект: ребенок, выкладывая свое фото или видео компрометирующего характера в 13−15 лет, не задумывается, как это может повлиять не только на его карьеру, но и на будущую жизнь. Однако в реальности все, что попадает в Интернет, там и остается. Даже если удалить свою публикацию, фото.
Почему же дети так часто становятся жертвами сети? Ответ кроется в детской возрастной психологии. Мозг ребенка очень незрелый и остается таковым достаточно долго.
Рефлексия - умение принимать решение и нести за него ответственность. Человек, наделенный свойством рефлексии, умеет выстраивать логические цепочки, видеть причинно-следственную связь между своими действиями и наступившими последствиями.
Зачаткирефлексии формируются у детей к 10-11 годам, у 16-летнего подростка рефлексия присутствует, но окончательно она приобретается лишь к концу подросткового периода (21-24 года). Именно поэтому дети, в отличие от взрослых, воспринимают собеседника в Интернете как "друга", доверяют сетевым знакомствам, охотно идут на новые контакты.
Критичность к сайтам, видео и играм у детей значительно ниже, чем у взрослого человека, либо вовсе отсутствует. Дети позитивно оценивают Интернет, больше доверяют ему и являются очень удобным "объектом" для любых воздействий.
Взрослым не мешало бы знать, что дети в принципе готовы отправлять различные материалы (свои фото, видео) знакомым и даже незнакомым людям: они не понимают, чем это чревато. Им часто не хватает знаний о том, что можно, а что нельзя. Довольно часто они даже понимают, что что-то нельзя, но не понимают, почему, и к каким последствиям это может привести.
Запретить ребенку пользоваться Интернетом нельзя. Нужно признать, что это не вариант. Практически невозможно обычными средствами оградить ребенка от посещения нежелательных сайтов (а сайтов, "охотящихся" за детьми, в сети достаточно). Но есть ряд обязательных правил поведения в Интернете, которые нужно напоминать ребенку постоянно.
Эти правила касаются общения ребенка с НЕЗНАКОМЫМ человеком. Вот они:
- не сообщать свое настоящее имя;
- не сообщать свой адрес, школу, класс;
- не давать номер своего контактного телефона;
- не соглашаться на встречу;
- прежде чем включать незнакомца в число своих друзей – просмотреть его профиль, попытаться понять, что это за человек;
- не посылать свои фотографии, особенно без одежды, фото частей тела, особенно обнаженных, фото своих родителей. Этот запрет распространяется на общение не только с незнакомыми людьми, но и ровесниками, друзьями;
- не хранить фото обнаженных интимных частей своего тела в своих гаджетах;
- не отправлять sms на незнакомые номера;
- не переходить на сайты, которые рекомендуют незнакомцы в электронных письмах.
В российских школах не преподают основы кибербезопасности, хотя разговоры о введении такой дисциплины идут последние два года. Поэтому именно родитель не только может, но и обязан донести до ребенка необходимую информацию.
Важно знать, чем интересуется ребёнок в сети, какие сайты он посещает и с кем общается. Не менее важна атмосфера доверия и принятия ребенка в семье.
Попадание в базовые потребности ребенка: ПРИЗНАНИЕ (безоценочная любовь и безусловное принятие) и ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ (семья, которая тебя поддержит в любой ситуации) значит для него очень много. Он понимает, что любим родителями, важен им.
Ребенок, не получивший этого в собственной семье, без труда найдёт это в сети. Но тем, для кого ребенок представляет интерес, может стать преступник. Ребенок нуждается и в эмоциональном контакте с родителями, ему важно их активное слушание. Критикующему и жесткому родителю ребенок никогда не расскажет о возникших проблемах, даже если они несут угрозу его жизни и здоровью. Он попытается справиться сам. Но как показывает практика, силы бывают неравными и может случиться беда...
Берегите своих детей! Ведь мы, взрослые, знаем об опасностях Интернет-пространства намного больше, чем они. И это мы в состоянии оценить, насколько эта опасность реальна, и сделать все, что в наших силах, чтобы не допустить трагедии.