Ежедневно в Удмуртии регистрируется от 10 до 16 заявлений подобного характера. По результатам анализа установлено, что жертвами мошенников становятся граждане всех возрастных и социальных категорий. Сумма ущерба, причиненного потерпевшим, за 9 месяцев этого года составила более 250 миллионов рублей по Удмуртской Республике.
Креативные мошенники
Перечислим основные уловки дистанционных мошенников, на удочку которых чаще всего попадаются жители республики.
- Представляясь в телефонном разговоре сотрудником банка, преступники просят реквизиты банковских карт и получают доступ к данным потерпевших. При этом телефонные звонки в большинстве случаев осуществляют с "подменных" абонентских номеров, через специальные программы.
- Часто мошенники сообщают жертве о том, что на нее оформлен кредит, а для аннулирования заявки необходимо оформить "зеркальный" кредит и перевести полученные денежные средства на "резервный" счет. Этим резервным счетом выступают банковские счета мошенников.
- Злоумышленники все чаще используют социальные сети. Взламывая аккаунты пользователей, они отправляют друзьям сообщения с просьбой дать некую сумму в долг, либо размещают посты с просьбой перечислить денежные средства для лечения людей, пострадавших в ДТП, или тяжелобольных.
- Преступники ищут в интернете объявления о продаже товара и выходят на связь с продавцом. В ходе переписки он сообщает им номер своей карты - якобы для получения денег за товар, или переходит по ссылке, которую отправляет ему мошенник, где вводит данные своей банковской карты, а затем лишается всех средств.
- В интернете любой человек может наткнуться на нечестных продавцов или фишинговые страницы интернет-магазинов. Оплатив заказ еще до получения, покупатель рискует быть обманутым. Немало случаев, когда люди вводят в "поисковике название знакомого сайта, а попадают на сайт-двойник, название которого может отличаться на одну букву или цифру.
Без паники!
Страх и паника могут сыграть злую шутку с гражданами. Так произошло с 65-летней пенсионеркой, которая получила СМС с неизвестного номера. В сообщении говорилось следующее: "Бабушка, мне срочно нужны деньги, помоги, переведи 10 тысяч рублей на банковский счет...".
Первое что пришло ей на ум - любимому внуку нужна помощь, и не думая побежала в банкомат, перевела необходимую сумму. Только вечером после работы, придя в гости к внуку, поняла, что стала жертвой телефонных мошенников.
Любой, кто получил подобное сообщение, может перезвонить родственникам лично и узнать подробности. То же самое и с банками: когда вам позвонят неизвестные люди, не предпринимайте никаких действий, завершите разговор и сами перезвоните на "горячую линию" своего банка, чтобы уточнить достоверность поступившей информации.
Сотрудники банков постоянно разъясняют гражданам, что они никогда не спрашивают и не уточняют номера банковских карт и счетов, тем более - ПИН и СУУ-коды. Вся необходимая информация у кредитных организаций есть, поэтому настоящий сотрудник банка никогда не спросит реквизиты вашей карты: номер, имя и фамилию владельца, срок действия, секретные коды, коды подтверждения из СМС-сообщений, кодовое слово. Если вас об этом просят, требуют немедленного ответа, пугая тем, что иначе вы лишитесь своих денег - значит вам звонят мошенники!
Куда бежать, что делать?
Если вы все же стали жертвами дистанционных мошенников, то первым делом нужно немедленно обратиться в полицию, даже если сумма потери не-значительна.
Если вы обнаружили, что с банковской карты списаны деньги, необходимо заблокировать карту в ближайшем отделении или по телефону по номеру "горячей линии".
Любой человек имеет право написать заявление о несогласии с проведением конкретной расходной операции. Однако банк сможет вернуть средства обратно, когда убедится, что не были нарушены правила безопасности пользования картой. Порой доказать это проблематично, так как владелец карты добровольно передал мошенникам личные реквизиты.
Необходимо реально смотреть на вещи и признаться, что преступления, совершенные дистанционным способом, в настоящее время труднораскрывае-мы. Однако, как развиваются технологии отъема денежных средств у граждан, также и развиваются меры противодействия, направленные на повышение фи-нансовой грамотности граждан, розыск преступников и доказывание их вины.
Постарайтесь выработать у себя четкий алгоритм действий в таких ситуациях:
1. Без паники. Все хорошо!
2. Не передавать персональные данные.
3. Прекратить разговор.
4. Проверить информацию у банка.