Елена Миронова из Завьялова искусно играет старинном инструменте крезь
Не так давно мне довелось услышать чарующие звуки старинного удмуртского инструмента крезь. Никогда бы не подумала, что он может так околдовать душу, заставив ее улыбаться и плакать, рассыпаться бисером и журчать рекой. Было ощущение, что мелодия затронула что-то глубоко в душе на генном уровне, потому кажется настолько родной, что и не передать.
Елена Миронова из села Завьялово, пожалуй, единственный крезист в нашем районе. С ней и ее волшебным инструментом я познакомилась на мероприятии, посвященном Международному дню инвалидов, который проходил в культурном комплексе "Центральный". Тогда этой удивительной девушке в стилизованном удмуртском наряде и старинным крезем в руках вручили диплом первой степени IV Межрегионального фестиваля творчества лиц с ограниченными возможностями здоровья имени Юрия Ивкина "Мир без границ". Елена покорила жюри конкурса своей изумительной игрой на необычном инструменте, за что и была удостоена высокой награды в номинации "Музыкально-инструментальное творчество. Соло".
Елена Миронова и крезь словно одно целое. Редко встретишь такое сочетание, когда музыкант и музыкальный инструмент так гармонично дополняют друг друга. Девушка от природы обладает нежным, тонким голосом. Так же воздушно звучит крезь. В дуэте они просто завораживают слушателей.
Вот уже несколько лет моя героиня пламенно влюблена в этот старинный инструмент, знакомство с которым у нее произошло совершенно случайно.
Учиться в музыкальной школе Елена мечтала с детства. Успешно окончив обучение по классу баяна, после школы решила поступить на отделение искусств при факультете искусств и дизайна в Удмуртский государственный университет.
Сдав первый вступительный экзамен по специальности, внимание абитуриентки привлекла необычная мелодия, доносившаяся по коридору учебного заведения. Тогда она еще не знала, что так звучит крезь, но была очарована его неземной мелодичностью.
В этот момент к Елене подошел заслуженный деятель искусств Удмуртии, заведующий кафедрой народных и традиционных инструментов УдГУ Сергей Кунгуров. Мужчина поинтересовался, нет ли у нее желания оставить баян и обучиться игре на старинном удмуртском инструменте, который ее так заворожил. Она не раздумывая согласилась. Не спросила даже разрешения у мамы, которую потом просто поставила перед фактом. Так начался ее роман с крезью.
"В народе крезь называют еще удмуртскими гуслями. Он бывает пятиструнным, двенадцатиструнным, максимальное количество струн доходит до 38. На моем инструменте 25 струн. Верхняя часть крезя обозначает полусферу, то есть небосвод, а нижняя – крылья птицы.
В Удмуртии впервые его возродил Сергей Кунгуров в 1989 году. Тому предшествовала кропотливая работа по изучению древней истории инструмента, которая хранилась в библиотеках и музеях.
Уникальность крезя в том, что его не изготавливают на фабрике. Все они - мастеровые. Мой инструмент также творение рук великого удмуртского мастера", - рассказывает Елена Миронова.
По ее словам, чтобы освоить крезь ей понадобилось шесть лет учебы. Сегодня девушка играет не только произведения удмуртских крезистов, среди которых Сергей Кунгуров и Лев Накоряков, но и делает собственное переложение музыки, которой за годы у нее накопилась целая тетрадка.
"Музыка очень помогает мне в жизни. Поскольку я человек с ограниченными возможностями здоровья, из-за чего большую часть времени провожу дому, игра на крези стала моей единственной отдушиной. Во время музицирования забываю обо всех своих проблемах, отрываюсь от обыденной суеты, и жизнь обретает свои краски", - отметила в завершение нашей беседы Елена Миронова.