Данное сотрудничество переросло в реализацию совместных разработок. К примеру, благодаря проекту "Забытая полезность музейного ландшафта", который стал победителем III Всероссийского конкурса "Культурная мозаика малых городов и сел", велась насыщенная работа с привлечением детей. Так, ученики 5-6 классов Лудорвайской школы прошли "Школу экскурсовода". Ребята успешно сдали экскурсионные тексты и могли участвовать в мероприятиях музея в качестве гидов. Для учащихся старшего звена работали столярная и швейная мастерские.
Следует отметить, музей-заповедник является мощным ресурсом для изучения языка, истории, этнографии удмуртского народа в образовательном процессе юных лудорвайцев. Важно, что не только дети посещают заповедник, но и сами сотрудники по просьбе учителей выходят в школу на проведение различных занятий. Усилиями педагогов и работников музея у подрастающего поколения развивается понятие причастности к своему народу, когда ребенок про себя может с уверенностью и гордостью сказать: "Да, я удмурт".
Как музей и образовательное учреждение помогают развить этносознание у подрастающего поколения и воспитывают бережное отношение к историческому и культурному наследию своего народа, на конкретных примерах исследует в дипломной работе студентка УдГУ, артистка Удмуртского театра фольклорной песни и танца "Айкай" Олеся Мошкина.
— "Архитектурно-этнографический музей-заповедник "Лудорвай", как ресурс этнического самосознания школьников на примере учащихся Лудорвайской школы" — так звучит моя работа. Пока собирала материал для диплома, изучила историю деревни, музея, школы, пообщалась со многими людьми, — рассказывает девушка.
Посетила она и музей-заповедник, где главным и ценным экспонатом являются усадьбы удмуртов, бесермян и русских. По мнению Олеси Владимировны, здесь можно познакомиться с культурой различных этносов. Она уверена, что благодаря предметам быта, обычаям, показанным и рассказанным на экскурсии, дети учатся узнавать различия между той или иной культурой, что тоже помогает развивать этническое самосознание юных жителей деревни.
Чтобы взаимосвязь между музеем и школой поддерживалась не только в учебное время года, Олеся Мошкина предложила организовать на базе заповедника летний этнографический лагерь. В дипломной работе она даже составила примерный план проекта.
— Лагерная смена рассчитана для учеников 3-4 классов. По задумке, сотрудники музея будут проводить для детей экскурсии по заповеднику. К примеру, в первый день ребята узнают о жилище южных удмуртов, во второй — северных, и так далее. Помимо знакомства с бытом наших предков, им будет представлена и развлекательная программа: квесты, игры и другие мероприятия, — рассказывает о проекте студентка УдГУ.
Олеся призналась, работать над дипломной работой было сложно, но интересно. В ходе написания она узнала для себя много нового и познавательного. Особенно девушке понравилось прохождение практики. Олеся Владимировна провела несколько уроков удмуртского языка в необычном формате.
Вот как она вспоминает последнее занятие в третьем классе:
— На урок пришла в национальном костюме. Вначале ученикам рассказала историю удмуртской одежды и поведала, чем отличаются платья удмуртов, живущих в разных районах республики. Затем исполнила песни из репертуара ансамбля "Айкай". Дети с большим удовольствием разучили со мной танцевальные движения. Думаю, ребятам понравился необычный урок.
Музей и школа - представители двух разных систем – культуры и образования. Во все времена эти две системы стремились найти пути взаимодействия. Отрадно, этнографический музей-заповедник "Лудорвай" и Лудорвайская школа уже давно нашли общие точки соприкосновения, и теперь их дружба может быть примером для других учебных заведений и музеев.
Директор Лудорвайской школы Надежда Николаевна Мерзлякова дала свою оценку дипломной работе Олеси Мошкиной:
— Эта тема для меня интересна. Работа актуальна, перспективна, тем более в нашей школе работают несколько инновационных площадок.
Поскольку Олеся Мошкина — артистка Удмуртского театра фольклорной песни и танца "Айкай", возможно, скоро выйдем на более высокий уровень, что поможет еще больше поднять статус языка среди наших учащихся. Пусть это только мечты, но они способны сбываются.
Также я надеюсь на дальнейшее сотрудничество с Олесей Владимировной. Уверена, она найдет время посещать школьные мероприятия и знакомить детей с удмуртской культурой.