Тема водоснабжения — одна из ключевых в районе. Число жалоб на "засуху" в кранах растет, а в мае, когда установилась аномальная жара, достигло пика активности.
Проблеме нехватки воды был посвящен и последний прямой эфир Главы района Константина Русинова в социальной сети ВКонтакте. Вопросы "посыпались" с первых минут трансляции. Люди называли конкретные адреса, где нет воды либо случаются частые перебои. Одних беспокоило качество питьевой воды, других — промерзшие водопроводы этой зимой. Всего поступило порядка 50 сообщений. Держал ответ не только руководитель района Константин Русинов, но и руководители ресурсоснабжающих организаций.
Оказалось, что в большинстве случаев причина отсутствия воды в летний период банальна до невозможности. Вы знаете, уважаемые читатели, сколько жителей проживает в районе? Порядка 80 тысяч человек, а в дачный сезон это число достигает 200 тысяч. Люди совершенно не экономят воду, используя артезианскую воду не только для бытовых нужд, но и для бассейнов, для полива огородов из шлангов. Их не заботит то, что в это время кому-то нечего пить.
Большинство же сетей и водонапорных башен построены еще в советские времена. 10 лет в районе действовал договор концессии о водоснабжении, свое существование он прекратил в конце 2020 года. Но за этот срок каких-то серьезных мероприятий по модернизации системы водоснабжения проведено не было. Большинство сетей находятся в ветхом состоянии. И чтобы заменить все ветхие трубы, нужны серьезные средства, а значит, это дело не одного года.
Впрочем, выход из сложившейся ситуации есть. Как сообщил в ходе прямого эфира Глава района Константин Русинов, чтобы привести систему водоснабжения в нормативное состояние, в районе намерены запустить инвестиционную программу. Она позволит определить план необходимых мероприятий и обеспечить финансовые вливания на данные нужды.
Отметим, в текущем году в районе создано муниципальное предприятие "Завьяловский ГИЦ", которому переданы водопроводные сети большинства сельских поселений. Его работники уже ведут работы по решению вопросов, связанных с водоснабжением.
Так, в Макарово и Докше запущена водонапорная башня, в Малой Венье устранена течь, на скважинах в Непременной Лудзе и Гольянах заменены насосы, а в Новом Сентеге проведена диагностика башни и замерена производительность насоса. В Каменном осуществлена замена фазировки на насосе башни. В Большой Венье устранена течь колонки. В Старом Михайловском установлен насос. В Гольянах строится новая скважина.
Кроме устранения аварийных ситуаций, ресурсными организациями ведется строительство новых скважин. К примеру, ООО "Недра" запустило в работу скважины в Крылатском, Семеново, Банном.
В планах — реконструкция башни в Каменном, строительство скважины в Люке, Среднем Постоле и Ягуле.
Обсуждался и вопрос жалоб от населения на некачественную питьевую воду. Специалисты пояснили следующее: в районе лишь несколько поселений (МО "Вараксинское", "Октябрьское", "Хохряковское") запитаны от Ижевска, то есть получают воду с очистных сооружений "Ижводоканала".
Основной же источник воды в районе — артезианские скважины. У этих сооружений имеется "побочный эффект" — воду они выдают жесткую либо сильно кальцинированную. При этом данный показатель никак не регулируется санитарными правилами.
Считается, что повышенное содержание кальция не наносит вред здоровью, в отличие от бора, фтора, нитратов, наличие которых тщательно отслеживается предприятиями. А вот чтобы продлить "жизнь" бытовой технике, населению рекомендуется смягчать воду или применять фильтры.
Как заверил руководитель ООО "Недра" Андрей Севанько, предприятие регулярно сдает воду из скважин на анализы по микробиологии, и тесты показывают, что в райцентре питьевая вода на 80-90% качественная.
Чего не скажешь о водоразборных колонках. Устройство данных сооружений для подачи воды из системы централизованного водоснабжения не предусматривает наличие герметичного резервуара для накопления воды, поэтому происходит проникновение грунтовых вод. Такую воду пить не рекомендуется, поэтому в райцентре руководство предприятия намерено полностью ликвидировать данные конструкции.
Проблемы с водой нынче выявило не только начало лето, но и зима. Холода ударили рано — до образования снежного покрова, на некоторых водных "артериях" произошло промерзание, и люди остались без воды.
А образовались ледяные заторы там, где водопровод был проложен хозяйственным способом и, в целях экономии, не на нормативную глубину (в нашей климатической зоне она рекомендована не менее 2-х м).
Особенно тяжелое положение создалось в деревне Старое Михайловское. С конца февраля по май по причине промерзания водопровода, который, кстати, граждане прокладывали за свой счет, без воды оставались почти 60 домовладений.
Думаем, хорошей новостью для жителей деревни станет то, что руководством района принято решение о перекладке этого водопровода уже в текущем году. На работы будет направлено порядка 5 млн. рублей.
И на будущее. Тем гражданам, у кого промерзания происходят на участке от магистрального водопровода до частного домовладения, нужно самим проводить реконструкцию водопровода. Все дело в том, что данный участок водопровода не входит в зону ответственности водоснабжающей организации.
Справочно:
В Завьяловском районе в части водообеспечения работают следующие ресурсоснабжающие организации: МУП “ГИЦ” (МО "Бабинское", "Гольянское", "Каменское", "Кияикское", "Люкское", "Подшиваловское", "Совхозное", "Шабердинское", "Ягульское"), ООО "Недра" (МО “Завьяловское”), ООО "Постольское ЖКХ" - (МО “Среднепостольское”), ООО "СВК" (МО “Пироговское”), ООО "Завьялово-водоканал" (МО "Казмасское", "Первомайское", "Якшурское"), ООО "Водоканал Сервис" (МО "Италмасовское"), МУП "Хохряковское ЖКХ" (МО "Хохряковское"),МУП "Ижводоканал" (МО "Вараксинское", "Октябрьское").
По всем вопросам водоснабжения необходимо обращаться в Единую дежурно-диспетчерскую службу Завьяловского района по телефону: 8 (34165) 2-18-83.