В необычном проекте артисты соединили стихи, песни, музыку и театр.
Концерт проходил в Ижевске в здании Удмуртской государственной филармонии.
- С чего же все началось? - поинтересовались журналисты у режиссера и автора оригинальной музыки Артура Смольянинова.
- Я взял гитару, открыл одно стихотворение, которое мне нравится, потом второе – накидал музыку, спел жене. И ей понравилось …
А потом мы объединились с Борисом Андриановым и Валерией Коган. Это попытка создать что-то красивое и осмысленное, свое.
Есть у Бродского прекрасное стихотворение "Темза в Челси", где он ведет диалог с самим собой: "Что ты любишь на свете сильнее всего? – Реки и улицы – длинные вещи жизни", то есть бесконечные. Примерно так мы и представляем себе эту историю – как некое путешествие по рекам и улицам смыслов и звуков.
Бродский один из самых музыкальных поэтов. Поэзия – это ритм, а ритм – это музыка. Мы брали стихи Бродского и превращали их в песни или соединяли с классической музыкой, близкой поэту. Так получился своеобразный симбиоз музыки и стихов, - пояснил Артур.
Вот некоторые строки из стихотворений, прозвучавших на концерте:
Бесконечная улица, делая резкий крюк,
выбегает к реке, кончаясь железной стрелкой.
"Темза в Челси".
… и я предпочитаю воду,
хотя бы - пресную. Вода - беглец от места,
предместья, набережной, арки, крова,
из-под моста - из-под венца невеста,
фамилия у ней - серова.
Куда как женственна! и так на жизнь похожа
ее то матовая, то вся в морщинках кожа
неудержимостью, смятеньем, грустью,
стремленьем к устью
и к безымянности. Волна всегда стремится
от отраженья, от судьбы отмыться,
чтобы смешаться с горизонтом, с солью -
с прошедшей болью.
"Реки".
О, Средиземное море! после твоей пустыни
ногу тянет запутаться в уличной паутине.
"Лидо".
Одни плывут вдаль проглотить обиду.
Другие - чтоб насолить Эвклиду.
Третьи - просто пропасть из виду.
Им по пути.
"Подражание Горацию".
Находясь на поверхности, человек может быстро плыть.
Под водою, однако,
он умеряет прыть...
И какие вообще следы в океане?
Всё это сущий бред.
Ещё одно торжество воды
в состязании с сушей.
"Новый Жюль Верн".
Река, хотя не замерзла, все-таки не смогла
выбежать к океану. Склонность петлять сильней
заметна именно в городе, если вокруг равнина.
Потом на углу загорается дерево без корней.
Река блестит, как черное пианино.
Когда вы идете по улице, сзади звучат шаги.
Это - эффект перспективы...
"Вид с холма".
И все эти сроки были исполнены под "переливы волн" фортепиано, "крики чаек" виолончели и гитарные аккорды...
- Спасибо за выступление. Писала диплом по творчеству Бродского. Я в восторге, - поблагодарила я выступающих.
- Тема вашей дипломной работы? - поинтересовался Артур Смольянинов.
- "Мотивы света и пустоты в лирике Бродского".
- Интересно. Приведите примеры мотива света.
- Он воплощен в образах звезды, луны, фонаря, лампочки...
- Был в лампочке повышенный накал, невыгодный для мебели истертой,- процитировал Артур Смольянинов отрывок из стихотворения Бродского "Я обнял эти плечи и взглянул...".
На этом беседа завершилась. Актеров ждали новые города. И надо отметить, что Удмуртия увидела данный проект в числе первых.