Сто километров, а цена на продукт вырастает ощутимо... Поэтому многие жители заказывают продукты питания с оптовых баз Краснокаменска, пользуясь услугами представителей различных компаний. Эта услуга широко распространена в Приаргунске. Либо жители района сами едут в Краснокаменск, чтобы запастись товарами впрок.
В Приаргунске на сегодняшний день работает 88 торговых точек, 40 из них снабжают население продуктами питания. Управляют магазинами около 15 предпринимателей. Однако эта цифра – 40 продуктовых магазинов – как-то не особо радует простого покупателя. Всё дело заключается в высоких ценах на продукты первой необходимости в Приаргунске.
Вопрос ценообразования – самый болезненный для приаргунцев, особенно для тех, кто не может выехать за продуктами в тот же Краснокаменск. Пояснения по этому поводу дали сотрудники Роспотребнадзора. Они сказали, что фиксированы цены только на алкоголь, табак и детское питание. Все остальные зависят от воли собственников торговых точек.
По словам предпринимателей, торгующих продуктами питания, наценка на продукты питания составляет 30 процентов от закупочных, на хозтовары – до 50 процентов, на одежду – от 50 до 100. Таким образом, торговля продуктами, по их мнению, – самый невыгодный бизнес. Однако покупатель на практике сталкивается с другими ценами.
По прейскуранту одной из оптовых баз Краснокаменска "свиное рагу по-домашнему", например, стоит 71 рубль 40 копеек. Значит, в поселке жители должны купить его за 92 рубля 82 копейки, а покупают за 100-115 рублей. Соль должна продаваться за 22 рубля 50 копеек, а в магазинах Приаргунска ее можно приобрести за 24-27 рублей. Даже пакет для продуктов за 2 рубля 55 копеек в Приаргунске продается по 5 рублей!
И так по всей линейке продуктов. Не получается как-то согласиться с 30 процентами накрутки.
Причем большой разброс цен наблюдается и в самом поселке. Один и тот же товар в разных магазинах продается по ценам, существенно, иногда в полтора-два раза, отличающимся друг от друга. Например, яйца можно купить и за 42 рубля, и за 52, и за 70. Поэтому и ходят люди от одного магазина до другого, сравнивают цены, ищут хоть маленькую выгоду.
Сколько людей, столько и мнений. Каждый опрошенный покупатель положительно отмечал какую-то свою, привычную или любимую, торговую точку, а другой житель поселка или близлежащих сел решительно "забраковывал" этот же магазин.
"Я выбираю магазины, в которых меня устраивает в первую очередь в наше непростое время прейскурант цен, на втором месте – ассортимент товаров и услуг, на третьем – удобное расположение торговой точки", - пояснила свою точку зрения жительница поселка Татьяна Л.
Если 10 – 15 лет назад приаргунские магазины активно развивались, занимались благотворительностью, строили новые помещения, потому как торговля шла успешно, то сейчас картина совершенно другая. Упала покупательская способность населения, люди все чаще выбирают наиболее доступные магазины с низкими ценами, соответственно падает доход "дорогих" продовольственных торговых точек. И цены становятся выше, чем в сетевых магазинах. Результат – сетевой "Продмикс". И это первая ласточка – в поселок "идут" крупные торговые сети – "Привоз", "Светофор".
Однако и эти объяснения уважаемых собственников торговых точек не выдерживают никакой критики. Чем тогда объяснить более низкую стоимость товаров в соседних районах – Алек-Заводском, Калганском и других? По мнению жителей поселка, только одним – цены в приаргунских магазинах "нацелены" на пограничников, которые получают заработную плату выше чем большая часть жителей посёлка. Этим и пользуются коммерсанты, забыв о других категориях населения.
На часть претензий покупателей попыталась ответить председатель Совета предпринимателей поселка Приаргунск Наталья Гребнева.
– За последние месяцы товарооборот снизился на треть. А нет дохода – нет развития. Предприниматели допустить наценку ниже 30 процентов не могут, так как тогда не покроют свои расходы, а о прибыли вообще можно будет забыть. Нужно оплачивать электричество, тепло, охрану, налоги и так далее, львиная доля расходов – заработная плата персонала.
Озабочены предприниматели и своим будущим.
– Мы – представители микробизнеса, работали на родной земле 20-30 лет, платили налоги, занимались благотворительностью, украшали поселок, создавали рабочие места, принимали активное участие во всех мероприятиях поселка и района. Теперь сети нас задавят. Мы озабочены, большинство на грани закрытия. С нами не встречаются представители власти, нет поддержки практически ни с какой стороны. А ведь сетевые магазины будут платить налоги по месту регистрации хозяев – предпринимателей, которые живут в Чите, Улан-Удэ, Иркутске. Почему-то на это не обращает внимания наша власть. И не только наша, такое уничтожение малого бизнеса идет по всей стране, – так закончила разговор Наталья Илларионовна.
Однако вряд ли сегодня простой покупатель посочувствует предпринимателям. Он голосует кошельком, пытаясь просто выжить и накормить свою семью.