Восторг, удовольствие, непередаваемое
ощущение чувства прикосновения к прекрас-
ному получили недавно на балете "Эсмераль-
да" учителя Теньгушевской средней школы.
Во главе с директором Н. А. Гартиной они ре-
шили порадовать себя поездкой в Саранск в
роскошный Музыкальный театр оперы и бале-
та имени И. М. Яушева, где давал гастроли Го-
сударственный театр Республики Марий Эл.
По воле случая к ним присоседилась и я, ваш
покорный слуга.
К назначенно -
му времени безот-
казный водитель
"ГАЗели" Сергей Ва-
лерьевич Гирчен-
ко любезно предоста-
вил свое авто прямо к
школе. После уроков,
не успев пообедать, и
ограничившись бутер-
бродом, оказавшим-
ся в сумке у коллеги,
группа педагогов бы-
стренько заняла ме-
ста, и автобус тро-
нулся. Порошил пер-
вый снежок, на доро-
ге была наледь, тень-
гушевские обыватели
скептически замеча-
ли: "Ненормальные –
в ночь, за 200 киломе-
тров, на какой-то ба-
лет…".
Саранск встретил
нас огнями, ярко свер-
кала неоновая рекла-
ма, улицы в час пик
были полны народа,
транспорта. Все куда-
то спешили. Вечерний
город жил бурной жиз-
нью.
Давно не была в те-
атре. Как здесь кра-
сиво! Пол из облаго-
роженного мрамора с
золотистыми блестя-
щими вкраплениями;
стены, витая лестни-
ца белого цвета тоже
облицованы под при-
родный камень. Здесь
особый интерьер, в ко-
тором гармонично со-
вмещены классиче-
ские приемы русско-
го зодчества с наци-
ональными традици-
ями и культурой мор-
довского народа. Это
очень патриотично
и очень правильно!
Здесь особая атмо-
сфера, особая тиши-
на. Уже в гардеробной
чувствовалось ожида-
ние чего-то сказочного
и прекрасного. Так оно
и случилось.
Зал был полон, но
места нам достались
хорошие. Сцена про-
сматривалась велико-
лепно. Два часа, ко-
торые пронеслись как
миг, мы наслаждались
п р о ф е с с и о н а л ь н о й
игрой балетной груп-
пы.
Декорации вре-
мён, которые опи-
сывает французский
писатель-классик Виктор
Гюго, роскошные костю-
мы, завораживающая, и
в то же время насторажи-
вающая музыка невольно
перенесли всех присут-
ствовавших в эпоху Сред-
невековья.
Крыша Собора Париж-
ской Богоматери, ночь,
площадь в Париже, город-
ская стража, разгоняю-
щая бродяг, цыган и ни-
щих… На сцене не было
слов. Только музыка и
танцы. Но как же профес-
сионально передавалось
зрителю настроение, ха-
рактер, поступки. Мы ис-
кренне переживали за по-
любившихся героев.
Чувствовалось, что каж-
дый исполнитель с во-
одушевлением работал
над образом своего ге-
роя. Главную партию цы-
ганки Эсмеральды само-
забвенно танцевала та-
лантливая балерина, при-
ма Марийского театра, за-
служенная артистка Ре-
спублики Марий Эл Оль-
га Челпанова. Тонень-
кая, хрупкая, с обнажен-
ными плечами, осиной та-
лией, она казалась незем-
ным существом, вопло-
щением легкости и изяще-
ства. Зрители благодарно
аплодировали и ей, и дру-
гим артистам. Особую
признательность шква-
лом оваций они выражали
исполнителю роли Ква-
зимодо, с которой вели-
колепно справился Мак-
сим Новиков – дипломант
всероссийского конкурса,
лауреат Государственной
премии Республики Ма-
рий Эл. Своим исполне-
нием, мимикой, жестами
артист донес до зрителя,
что его горбун с уродли-
вой внешностью не толь-
ко силен, отважен и ло-
вок, но ещё имеет рани-
мую душу, способен глу-
боко, страстно, хотя и
безответно любить. И эта
его любовь – к красавице
Эсмеральде.
Противоречивым был
образ затворницы Гуду-
лы – злой и коварной, а
в действительности про-
сто несчастной женщи-
ны, у которой в молодости
цыганки украли ребенка, и
которая с той поры нена-
видит их. Только в конце
второго акта, когда она
в гневе обрушивается на
Эсмеральду и срывает с
нее памятный амулет, а
потом такой же обнаружи-
вает у себя на груди, Гу-
дула понимает, что эта
девушка – её украденная
дочь…
Как много молодых та-
лантливых артистов уви-
дел мордовский зритель
в массовых сценах! Вгля-
дываясь в лица танцую-
щих, невольно испыты-
ваешь признательность и
безграничную благодар-
ность этим людям. За то,
что в наше время, когда
мельчают духовные цен-
ности, они отдают себя
высокому искусству, по-
святив жизнь служению
сцене. Это не приносит
большого дохода. Они
просто одержимы своей
работой. Собственно, как
и наши педагоги.
Надо сказать, что тем,
кто читал роман Викто-
ра Гюго "Собор Париж-
ской Богоматери", было
легче понять происходив-
шее на сцене. Но и те, кто
не знаком с этим произ-
ведением, думаю, поняли
суть – в имеющейся про-
грамме было краткое со-
держание.
По завершении сцени-
ческого действа зрители
долго не отпускали арти-
стов со сцены. Аплодис-
ментами, стоя, саранские
ценители балета благо-
дарили гостей из Респуб-
лики Марий Эл. За пре-
красную встречу с искус-
ством, за удовольствие,
за вдохновение и хоро-
шее настроение, за то,
что вспомнили классику.
А то ведь, чего греха та-
ить, забываем, забыва-
ем то, что когда-то чита-
ли, как говорится, запоем.
Теперь вспомнили и дол-
го не забудем.
- Я потрясена увиден-
ным, - восклицала и вос-
хищалась Т. М. Девае-
ва, - и театром, и бале-
том. Смотрела на одном
дыхании. Не замети-
ла, как прошло два часа.
Обидно, что мы, жители
сельской глубинки, лише-
ны возможности бывать
в театре и смотреть
такую красоту…
Я возразила: - Почему
лишены? Вот собрались
и поехали. И ещё поедем.
Главное – было бы жела-
ние.
Все согласились.