Обычно секреты ремесленного мастерства хранятся в тайне и передаются по наследству детям или лучшим ученикам. Но есть и другие пути… Однажды в руки Галины Николаевой попали открытки с изображениями дымковской глиняной игрушки. И восхищение от увиденного оказалось столь велико, что художница решила самостоятельно научиться работать с глиной.
Методом проб и ошибок она достигла отличных результатов в своих поисках, и вот уже много лет из рук мастера выходят потрясающие глиняные миниатюры. Их можно найти в частных коллекциях, краеведческих музеях. В Сибири, в России, даже в Германии хранится не результат творческой деятельности нашей художницы, а плоды ее любви к жизни, природе, детям. Много лет Галина Михайловна посвятила педагогической деятельности, учила ребят разбираться в художественных направлениях, грамотно выстраивать композицию рисунка и… творить. Творить прекрасное, творить свободное, творить самобытное.
Учитель года
Родилась она в живописном селе Раздолье (Усольский район Иркутской области). С детства увлеклась рисованием, чтением, пыталась иллюстрировать книги. Закончила художественно-графическое отделение педагогического училища, пришла работать в школу. В педагогической практике, когда уже поднакопила опыта, начала экспериментировать, импровизировала. В педагогике без импровизации вообще нельзя. И без вдохновения. Увлечь учеников педагогу помогла любовь к делу и … живописные техники, которых нет в школьной программе, но которые очень детям интересны. Они до сих пор помнят уроки Галины Михайловны, да и специалисты ценят ее подход к обучающему процессу. Дважды она участвовала в конкурсе "Учитель года" и дважды выигрывала его на районном уровне. Воспитанники ее также занимали призовые места на всевозможных конкурсах детского творчества. Галина Михайловна вспоминает интересный случай: "Однажды моя ученица с мамой поехали в город, оказались в большом сувенирном салоне, в котором были широко представлены народные промыслы. И девочка начала рассказывать маме об экспонатах этого салона: из чего какая вещь сделана, в какой традиции выполнена резьба по дереву, с какого города привезены жестяные подносы, к какой школе принадлежит роспись. Мама и продавец были поражены знаниями ребенка, а девочка училась в начальных классах. Я у них вела факультатив по изготовлению глиняных игрушек".
Интерес к глиняной игрушке Галина Михайловна перенесла и в педагогический процесс. Во время летних каникул, пока школьники отдыхали, она готовила материал на весь учебный год. Катала, проминала руками глину до состояния густой сметаны, процеживала от камней и корешков. Выпаривала процеженный материал на солнце. Творческому процессу предшествовала длительная трудоемкая подготовка. А в сентябре начиналось волшебство. Поначалу ребята постигали азы лепки, затем на бумаге учились владеть кистью, работать с орнаментом, затем приходил черед и самой игрушки, которая самым волшебным образом оживала под кисточками маленьких художников.
Секреты ремесла
"В самом начале моего увлечения глиняной игрушкой услышала про двойной обжиг. Около месяца готовая игрушка просыхает на воздухе, в тени. А уже потом обжигается в муфельной печи, вместе с посудой. Я и сама пеку игрушку в живом огне". Сейчас у Галины Михайловны муфельной печи нет, но выручает печь дровяная. Мастерица помещает в открытый огонь старые большие кастрюли, а в них уже обжигается игрушка. Правда, кастрюли быстро сгорают, одной едва хватает на сезон.
Роспись – не менее ответственный момент в создании игрушки. Самым сложным Галина Михайловна считает дымковский стиль. "Остальные школы тоже интересны. Например, филимоновская глиняная игрушка очень проста, но подкупает радужная роспись, цветастые веселые полоски. Что касается собственного стиля: это, скорее, синтез разных традиций. К примеру, в той же дымковской игрушке всего четыре основных элемента: пятно, точка, волнушка и полоса, из них узор и составляется. У меня элементов гораздо больше, они органично выходят из-под кисти, и получается красота", – рассказывает художник.
Важна в изготовлении игрушки и стилизация. Глина не терпит мелких деталей, они рискуют обломиться при малейшем сотрясении игрушки. Поэтому нужно лепить и расписывать так, чтобы человек сумел представить крошечные детали зрительно единым целостным восприятием. Небольшие элементы композиции могут быть и слеплены, но в этом случае детали поддерживают друг друга.. Поэтому ухват стоит прилепленным к боку русской печки, яблоки в корзинке прижаты друг к другу, мышка прислонена к кошке. Все элементы друг друга держатся.
Сюжет глиняной сказки
Не бывает двух игрушек, абсолютно повторяющих друг друга. Но есть традиционные образы, сюжеты, которые можно развивать бесконечно. В любом случае персонажей художник обязательно "одевает" в русский традиционный костюм, что невозможно без изучения истории костюма, старинного быта, фольклорной символики. Настоящий художник – всегда человек всесторонне образованный, иначе из его кисти не выйдет исторически достоверное изображение. Даже сказка требует погружения в историю. Кстати, Галина Михайловна проиллюстрировала в глине и ключевые моменты сказки о Коньке-Горбунке: сюжеты, где Иван ловит птицу, скачет на коньке. Да и сама реальность вдохновляет
Помимо игрушки у мастерицы еще масса увлечений. Однажды она пыталась постигнуть азы плетения вологодских кружев. Но случайно посмотрела, как работает с материалом женщина, закончившая вологодское кружевное училище: "Если в моих руках коклюшки неуверенно дребезжали, то у той пели песни. И я поняла, что если распыляться по разным видам ремесел, то пройдешься только по верхушкам, но нигде глубоко не копнешь. Поэтому каждый должен заниматься одним выбранным изначально ремеслом. Всего не охватишь, нужно делать с удовольствием и мастерством."