Версия для слабовидящих |
12+
Выбрать регион

Общественно-политическая газета Приволжского района Самарской области

445556 Самарская обл, Приволжский р-он, с.Спасское, ул.Крестьянская, 2
телефон: +7 (84647) 9-13-02
e-mail: borunova69@yandex.ru

Дорога в небо

Авиатор - профессия особенная. Само слово какое-то необыкновенное, а пилоты для простых смертных выглядят как герои, сошедшие со страниц художественных книг. Вместе с тем, профессия необычайно сложная. И не каждый решится лётчиком стать.

1 1

Анатолий Владимирович Горбачёв из посёлка Новоспасский мечтал о небе и самолётах с детства.

Детская мечта

В небольшом селе Ульяновской области, каких тысячи в России, а название которому Тёпловка, жил мальчик Толя. Обычный деревенский мальчишка, которого радовали детские шалости, купание в речке и рыбалка летом, зимой – лыжи. А ещё очень любил он книги. Читал много. И до сих пор с удовольствием проводит свободное время за чтением.

- Очень любил рассказы и повести о войне, о героях и их подвигах, - вспоминает А. Горбачёв. – В тринадцать лет я хотел стать военным офицером. Многие мальчишки тогда, в семидесятые, мечтали связать свою жизнь с армией, а быть полезным Родине, защищать её - было главным делом настоящего мужчины.

Часто так бывает, что одно лишь событие меняет планы человека, его мечты. Так случилось и в жизни подростка.

Встреча, определившая будущее

- Однажды к нам в гости из Новосибирска приехал мамин брат – лётчик гражданской авиации, - рассказывает Анатолий Владимирович. Красивый, статный, форма на нём сидела как влитая. Я, деревенский паренёк, смотрел на дядю, как на героя, сошедшего с книжных страниц. В глухой, далёкой деревне, где до ближайшей станции больше ста километров, где любая поездка становится целым путешествием, видеть человека в форме лётчика, разговаривать с ним, задавать вопросы было чем-то из разряда фантастики. Мы, деревенские мальчишки, не давали прохода гостю дни напролёт: как там в небе, страшно ли, в чём заключается работа лётчика – всё нам было интересно.

Вот тогда-то всё и переменилось - Толя решил, что станет лётчиком-испытателем. Чтобы им стать, нужно было поступить в лётное училище истребительной авиации.

"Заболел авиацией" - так можно назвать неудержимое стремление подростка подняться в небо за штурвалом самолёта.

- Цель жизни определилась. Путь к её достижению начался ещё в школе, - вспоминает А. Горбачёв. - Я начал читать литературу о самолётах и авиации. Любую, какая попадёт в руки. Я знал наизусть имена всех лётчиков-испытателей и их биографии. Выписывал по почте авиамодели и собирал их месяцами. Знал, что главное условие для поступления в лётное училище – крепкое здоровье, поэтому каждый день занимался спортом, тренировался: лыжи, бег, волейбол, плавание. Соорудил себе турник – раньше-то мог подтянуться два раза всего, а после тренировок – 20-30 раз.

История мальчишки из Тёпловки доказывает, что именно в детстве мечта стать летчиком наиболее надежно "поселяется" в душе молодого человека. И с этого момента вся его последующая жизнь, дела и поступки подчинены этой мечте. Она стала своего рода программой жизни будущего авиатора, его путеводной звездой.

Трудности преодолимы, когда есть цель

Сам процесс становления летчика можно сравнить с бегом на длинную дистанцию по сильно пересеченной местности с большим количеством различного рода препятствий. Немало трудностей пришлось преодолеть нашему герою, прежде чем взлетел он в небо. Помогли ему в этом твердое решение стать пилотом и огромное желание летать.

После окончания школы А. Горбачёв отправляется в г. Сызрань, чтобы поступить в вертолётное училище. Но… пришлось вернуться назад домой: один из сложнейших тренажёров не поддался шестнадцатилетнему юноше. Но сдаваться Анатолий и не думал. В скором времени из газет узнал молодой человек о том, что в Ульяновске работает учебно-авиационный центр ДОСААФ или аэроклуб. Это было в 1974 году. Система аэроклубов готовила для страны лётный военный резерв. Попасть туда было нелегко: 17 парней с отменным здоровьем и хорошим оценочным баллом аттестата на место – таков был конкурс на момент поступления Анатолия. Желание добиться своего даёт результат – он поступает и обучается два года по специальности "лётчик-истребитель".

Лётчик должен знать всё

- Лётчик должен знать всё, - продолжает А.В. Горбачёв. - Обучение будущих военных бойцов начинается с теоретической подготовки. Основными дисциплинами учебной программы являются: теория полета, авиационная техника, самолетовождение, аэродинамика, метеорология, ну и, конечно же, прыжки с парашютом. За время учёбы я совершил 6 прыжков. Учились мы по вечерам, а днём я работал на трикотажной фабрике г. Ульяновска.

Два года учёбы пролетели незаметно. Сдав выпускные экзамены на "отлично" и получив звание младшего лейтенанта, Горбачёв направляется в Саранский учебно-авиационный центр ДОСААФ получать новую специальность – лётчик-истребитель на самолёт МИГ-17. Казалось бы, цель достигнута… Но в 1976 году приходит новый Министр обороны СССР и меняет требования: лётчик-испытатель должен иметь высшее образование.

- Меня отправили в запас, - продолжает наш собеседник. – Что делать? Куда идти? Приехал в посёлок Новоспасский к отцу и устроился слесарем на промышленный комплекс. Хочу сказать, что работы я не боялся никогда и никакой. Но переживал очень – мечта о небе меня не оставляла. С ребятами-однокурсниками переписку вёл постоянно – они-то и сказали мне, что для выпускников аэроклубов в лётных училищах гражданской авиации создаются эскадрильи спецнабора. В 1977 году, как офицер запаса, поступил в Бугурусланское летное училище гражданской авиации имени Героя Советского Союза П.Ф. Еромасова, где получил новую специальность – лётчик гражданской авиации.

С 1978 по 1995 годы А. Горбачёв добросовестно отработал в гражданской авиации г. Чебоксары. За время работы приходилось участвовать и в спасательных операциях, таких, как тушение пожаров, и пассажиров перевозить, и грузы. 12 лет воздушной карьеры посвятил сельскохозяйственной авиации. Самолёт АН – 2 на долгое время стал родным для него. Начинал лётную карьеру Анатолий со второго пилота этого самолёта, затем – командир самолёта, командир звена и заместитель командира эскадрильи. Ответственность большая, ведь эскадрилью составляли 80 пилотов и 40 самолётов. Добросовестное отношение к труду, любовь к самолётам и небу дают силы расти профессионально и дальше. Пилот Горбачёв за короткий срок получил все возможные допуски, необходимые для самолёта АН-2: подбор площадок с воздуха, санитарная авиация, позднее получил разряд лётчика второго класса и инструкторский допуск для обучения вновь прибывших пилотов.

— Страшно бывало? Нештатные ситуации случались? – спрашиваем собеседника.

— Мне повезло, они меня миновали. Но мелкие неприятные моменты все же пришлось пережить. А слова "страшно" у лётчиков нет. Есть особые случаи полёта: двигатель затрясло, например. Такое бывало не раз, но я всегда знал, что делать. Нас же долго учили на тренажерах. Действия в таких ситуациях были отработаны до автоматизма, и мы спокойно, без паники следовали инструкциям.

— Какими качествами должны обладать авиаторы? – интересуемся мы.

— Голова должна быть на плечах, чтобы хорошо соображать. Нужен холодный ум и крепкие нервы. Чтобы качественно выполнять свои обязанности, надо быть добросовестным и ответственным, - с уверенностью говорит Анатолий Владимирович. – А ещё нужно любить то, что делаешь. Я очень любил свою работу, любил свой самолёт. Летал по всему Советскому Союзу. Работал до максимального срока выслуги – 45 лет лётного стажа.

— Анатолий Владимирович, чем занялись на пенсии?

— Первое время в небо тянуло. Скучал я по самолёту, по разговорам о небе. Но перестроился, адаптировался к жизни на земле и сейчас скучать мне некогда. Я человек общительный, всегда при деле. Уже 17 лет работаю машинистом насосной станции.

Люблю рыбалку. Это для меня, можно сказать, на первом месте было. Правда, сейчас меньше стал уделять времени любимому занятию – иногда посижу с удочкой на бережку, повспоминаю, душой отдохну, сил и здоровья у воды наберусь и – домой.

Оглядываясь назад, на пройденный мной авиационный путь, я еще и еще раз убеждаюсь, что абсолютно правильно поступил, когда выбрал себе замечательную профессию летчика гражданской авиации. А молодым хочется сказать:

"Не сворачивайте с выбранного пути, каким бы трудным он ни оказался. Уверенно идите к своей мечте, к намеченной цели".

Нагрузки, которые испытывает летчик сельскохозяйственной авиации, не меньше, чем те, которым подвергаются летчики гражданской авиации. А автопилота, понятное дело, нет и быть не может. Ситуацию необходимо постоянно держать под контролем — высоту, скорость ветра. За один день работы в поле летчик может выполнять до 50 полетов ... Не зря их называют "воздушными хлеборобами" - выполнять приходится самые разные виды сельхозработ: выброс удобрений, борьба с вредителями и сорняками, аварийно-спасательные работы.

Автор: Н. САМУТКИНА,

По этой теме:

Лайкнуть:

Версия для печати | Комментировать | Количество просмотров: 568

Поделиться:

Загрузка...
ОБСУЖДЕНИЕ ВКОНТАКТЕ
МНОГИМ ПОНРАВИЛОСЬ
НародныйВопрос.рф Бесплатная юридическая помощь
При реализации проекта НародныйВопрос.рф используются средства государственной поддержки, выделенные в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 No 79-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом ИСЭПИ
ПОПУЛЯРНОЕ
Яндекс.Метрика